Во многих конфликтах между коллегами, родственниками, политиками, «звездами», даже между незнакомцами, которые нечаянно толкнули друг друга в метро, можно заметить одну и ту же модель поведения — взаимные обвинения. Это перерастает порой в квест, где выигрывает тот, кто найдет больше ошибок и «вины» соперника. К сожалению, этот способ может привести лишь к одному — к разрушению отношений.
Тогда почему люди так делают? Логика проста — считают такое поведение выгодным. Ведь чем больше виноват другой, тем больше я «пострадал», а значит мне должны возместить ущерб! Вот и занимается «жертва» выбиванием компенсации, и если не получила её от обидчика, то можно попробовать сделать это у кого-то рядом.
Ведь всегда есть те, кому можно пожаловаться, а оппонент даже знать не будет и аргументов в защиту не скажет, а, следовательно, априори — победа. Все просто же!
К сожалению, в этом-то и вся беда. Увлекаясь поиском и «смакованием» своих обид (вполне возможно весьма реальных), мы мало того, что впустую тратим силы и энергию, так еще и не используем самый сильный наш ход — свободу выбрать ответную реакцию. А для этого нужно взять на себя ответственность, рассмотреть проблему как задачу, которую необходимо решить, и спросить себя: “Что я могу сделать в этой ситуации? Что у меня есть такое, что поможет разрешить разногласие в выгодную для меня сторону?” Если кратко — концентрироваться не на “кто виноват”, а на “что делать”.
Рассмотрим ситуацию.
Возник конфликт между коллегами, которые вдвоем работали над проектом, и незадолго до его завершения обнаружили, что часть работы выполнена неправильно. Вариантов реагирования два:
Первый — выяснить, почему сложилась такая ситуация (надо же знать на будущее!). Тут вполне можно сказать: “а я же говорил, тут надо было так делать…”, “да ты не так понял, я говорил так”, и так далее, пока каждый в итоге не скажет “и вообще я тут не причем, это ты виноват”. Приятно для самоощущения, но плохо для дела — проект так можно и не завершить. Минус репутации, финансам, отношениям.
Второй. Сейчас не важно кто виноват — это можно обсудить потом (если вообще нужно), важно, чтобы клиент (руководитель) получил то, что он хочет — готовый проект в срок. И определить, что для этого можно сделать. А если один из команды предпочитает игру в обвинения вместо конструктивного решения ситуации, впору подумать о рычагах влияния на него. Если хорошо поискать, они всегда найдутся.
Легко рассуждать над вымышленной ситуацией, а когда конфликт реален, попробуй-ка, сдержи свою привычную реакцию. Да, это не просто, пока эмоциональные выгоды (чувство собственной правоты, ощущение себя потерпевшей стороной) считаешь для себя более привлекательными. Нужно перестроить свое мышление, осознать, насколько игра в обвинения мало полезна на данном этапе и вредит стратегическим целям. И насколько выглядишь более сильным, становишься успешнее, когда берешь на себя ответственность и решаешь проблему. Наш мозг — эгоист, в конечном итоге он выберет то, что считает для себя выгодным.
Автор — Татьяна Ивашкевич, эксперт-профайлер НИЦКБ