В представленном ниже отрывке фильма «Умница Уилл Хантинг» мы можем наблюдать яркий пример конфликта и применения в нём различных стратегий и приёмов.
Персонаж Бена Аффлека (далее по тексту: «Чак») подходит познакомиться в баре к девушкам, используя блеф на тему своей учёбы для поднятия статуса в их глазах и произведения впечатления.
Активно жестикулируя, он ведёт себя самоуверенно, и в этот момент к нему подходит заметивший происходящее студент (далее: «выскочка»), применяющий технику открытых уточняющих вопросов* и тем самым перехватывающий инициативу (в целом, задающий вопросы обычно доминирует в споре).
Выскочка пытается продемонстрировать некомпетентность соперника и ему это удаётся, так как блеф Чака не подготовлен и явно читается, а попытки игнорирования вопросов не удаются в силу замкнутой обстановки и большого скопления зрителей.
На интеллектуальном поле Чаку нечего противопоставить. Выскочка, видя это, использует иронию, и Чак, в ответ, пытается перевести конфликт в поле физического противостояния, задавая закрытый вопрос: «У тебя проблемы?» Этот приём выскочка без труда утилизирует своим: «Нет, я просто хотел, чтобы ты объяснил…»
Чак оказывается в неловком положении.
Наблюдавший за происходящим со стороны, в коммуникацию вмешивается персонаж Мэтта Деймона (далее: «Уилл»). Перехватывая инициативу, он рассказывает выскочке его же будущую эволюцию взглядов на рассмотренную проблему, тем самым давая окружающим понять о предсказуемости, шаблонности и развивая тему отсутствия собственного мнения.
В этом моменте Уилл прибегает к вербальной уловке авторитетности мнений перечисленных им авторов и невербальным уловкам: визуальному контакту и взыванию к аудитории — в ключевые моменты монолога поворачиваясь и обращаясь взглядом к девушкам.
Мы можем наблюдать, как после этого выскочка закрывается, скрещивая руки на груди, оглядывается назад словно в поисках поддержки и спасения, испытывая высокий уровень стресса.
Уилл развивает наступление, использует обобщение с конкретной темы про историю на тему образования в целом и переходит на личность. Уилл иронично сравнивает стоимость получаемого оппонентом образования и доступность этих знаний, при желании, в обычной библиотеке за 1,5 $.
Выскочка пробует реабилитироваться, выдавая насмешливую фразу, апеллирующую к вероятному отличию в социальном статусе в будущем: «У меня будет учёная степень, а ты будешь подавать моим детям картошку». Однако благодаря самоиронии и быстрой реакции Уилл успешно нейтрализует возможность оппонента сохранить лицо, завершая коммуникацию переходом в силовой сценарий: «Если есть ещё вопросы, можем выйти наружу».**
Здесь, в отличие от приёма Чака, основанного на том же стимуле, но исполненного более размыто в своей формулировке, Уилл не оставляет вопросом возможности для ухода от ответа, а выскочка явно не готов пойти так далеко и фактически капитулирует, говоря: «Нет, нет…Всё нормально».
Уилл побеждает и ставит точку, понизив статут оппонента в обеих сферах (ментальной и физической), сделав это на глазах большого количества знакомых ему людей, усиливая этим эффект.
В повседневной жизни случаются конфликтные ситуации, трудно разрешаемые с помощью приёмов сглаживания конфликта, переключения темы или игнорирования в силу определённых качеств агрессора, важности предмета спора или ограниченности пространства. Иногда только через конфликт можно получить желаемую реакцию или информацию. В таких ситуациях очень пригождаются приёмы чёрной риторики, которые, вкупе с общей эрудицией и чувством юмора, являются мощным оружием в руках умелого и практикующего оратора.
*Вопросы, на которые нельзя ответить односложно: «Да/Нет».
**Важно помнить, что приёмы, основанные на физическом устрашении, следует применять при 100% уверенности в собственном превосходстве на данном поле, либо, если это блеф, при понимании психотипа оппонента и его вероятного порога агрессивности на данный стимул.
Узнать больше о конфликтах и конфликтном поведении, а также о том, как противостоять конфликтным лицам и гасить конфликт в самом его начале, вы сможете из материалов раздела «Охотники за поведением».