В мотивационной стратегии человека лингвистические термины возможности и необходимости проявляются в аудиально-дигитальном компоненте. Они образуют слова, которые мы используем для приведения себя в движение. Общая категория модальных операторов включает необходимость, желание, возможность и невозможность. Эти слова проливают свет на такие более абстрактные концептуальные состояния, как выбор, свобода, способность, жертвенность, обязанности и возможности.
К словам необходимости относятся «должен», «приходится», «следует» и т. д. Они показывают, что человек действует исходя из модели принужденности, контроля, закона: «Я знаю, что должен идти на работу». К словам невозможности относятся «нельзя», «не следует», «запрещено» и т. д.
«Нельзя не ходить на работу или опаздывать на нее!» Они говорят о том, что человек нанес на свою карту мира закон, запрещающий различные возможные действия. Слова возможности включают в себя «можно», «буду», «могу», «готов» и т. д. Они свидетельствуют об оптимистической модели, в которой предусматриваются различные варианты и альтернативы: «Лишний рабочий день — лишние доллары», «Когда я приду сегодня на работу, то займусь…» Слова желания включают «хочу», «нравится», «рад» и т. д. Они обусловлены моделью мира, содержащей потребности, желания и влечения: «Я рад, что имею возможность работать!» К словам выбора относятся «предпочитаю», «выбираю», «склоняюсь» и т. д. Они указывают на ментальную карту, которая включает волю, намерение и предпочтения человека. «Я предпочитаю ходить на работу».
Предпочтение тех или иных слов проистекает из различных моделей мира. Разные слова также вызывают несхожие эмоциональные и поведенческие реакции. Люди, исходящие из модуса возможности, делают то, что хотят, и поэтому находят для себя причины. Они изыскивают новые возможности для расширения имеющихся у них вариантов выбора. Такие люди, как правило, убеждены, что обладают определенным (или значительным) контролем над жизнью, и поэтому испытывают мотивацию к тому, чтобы сделать выбор и совершить действие. Люди, опирающиеся на модус необходимости, обычно взирают на жизнь как на тяжелую ношу и рутину, которую они не могут или почти не могут изменить. Зачастую они полагают, что должны примириться со своим жизненным жребием и, учитывая свою модель ограничений, действуют так, как подсказывает им восприятие.
Тех, кто употребляет как слова необходимости, так и слова возможности и действует исходя из обеих моделей, мотивируют и возможности, и обязанности. Вспомните какую-то задачу, которую вам предстоит выполнить в ближайшем будущем. А теперь скажите себе: 1) «Я должен выполнить…», а затем: 2) «Я могу выполнить…» и, наконец: 3) «Я хочу выполнить…» Что помогает вам более всего с точки зрения усиления вашей мотивации?
Слова невозможности (например, «нельзя», «не следует») формируют личностные ограничения и обусловливают пассивный стиль преодоления трудностей, который резко сужает диапазон реакций человека.
Подобные слова обычно указывают на запреты, как, например: «Я не терплю критики». Мы можем расшифровать это таким образом; «Я не даю себе разрешения на то, чтобы мириться с критикой». Такие психологические «нельзя» означают, что у нас имеется карта, которая исключает определенные концепты. Психологические «нельзя» принципиально отличаются от физических: «Мне не поднять автомобиль», «Человек не может летать».
Слова желания обусловливают более сильную мотивацию — если только они не являются выражением необузданных и нереалистичных фантазий. В этом случае они приводят к разочарованию, утрате иллюзий и фрустрации.
Определение фильтра восприятия и интерпретации информации (метапрограммы):
Задайте вопросы, которые предполагают мотивацию, затем прислушайтесь к словам, являющимся модальными операторами. Обратите внимание, указывает ли человек в своем ответе причину. Если он не приводит причин, значит, он, скорее всего, исходит из модуса необходимости — он должен сделать то-то и то-то! Этого требует «закон» в его сознании! Если вам указывают причину, это говорит о возможностях, обязанностях или желаниях.
Вопросы:
• « Как вы мотивировали себя, когда отправлялись сегодня на работу?».
• «Какие слова вы сказали себе, чтобы привести себя в движение?».
• «Почему вы выбрали свою нынешнюю работу?».
• «Почему вы выбрали тот или иной факультет или тот или иной план действий?».