Представьте на мгновение такую ситуацию:
Вы сидите в кафе. Ваш приятель задерживается и, ожидая его, вы, от нечего делать, наблюдаете за людьми. В поле вашего зрения попадает сидящий за соседним столиком мужчина. Он смотрит в одну точку, а на лице то и дело появляется едва заметное выражение отвращения. Почему оно появилось? Он что-то вспомнил? Ему не нравится здесь? Вы не знаете ответ.
Другое дело, если бы отвращение появилось, когда он начал пить свой кофе. Тут понятно, кофе оказался ужасным.
Как мы видим, признак эмоции сам по себе, не даёт полную информацию о происходящем. Необходим КОНТЕКСТ. При распознавании лжи, наше точное понимание ситуации, то есть контекста, ещё более важно.
Пол Экман предлагает 4 контекстуальных фактора, которые должны рассматриваться при оценке эмоций в голосе, выражении лица, положения тела и других проявлений обмана.
1. Природа разговорного обмена информацией, то есть, что представляет собой разговор:
— первую встречу,
— случайную беседу,
— официальное интервью,
— допрос, при проведении которого человек знает, что он подозревается в каком-то правонарушении.
2. История отношений:
— Что стало известно до того, как началась беседа?
— Какие отношения были между оцениваемым человеком и тем, кто его оценивает в прошлом?
— Чего ожидает каждый из этих людей от будущих отношений, и какими они их видят?
3. Очередность проявления.
Когда возникают признаки эмоции: когда оцениваемый человек говорит или когда он слушает?
4. Соответствие.
— Соответствует или противоречит показанная человеком эмоция содержанию его слов, звуку голоса, позе и жестам?
— Проявляется ли эмоция тогда, когда человек слушает?
— Соответствует ли она тому, что говорит исследователь, и тому, что скажет оцениваемый человек в дальнейшем?
Поэтому крайне важно в коммуникации при анализе реакций человека учитывать вероятность наличия каких-либо из вышеприведенных факторов. Без комплексного подхода к интерпретации поведения не получится сделать правильные выводы. Для того, чтобы принимать к рассмотрению какое-либо умозаключение, необходимо его проверить, как минимум трижды, с помощью разных инструментов профайлинга.
Статья подготовлена по материалам книги Пола Экмана «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь»