История человечества представляет собой необъятную область знаний. Это история традиций и искусства, народов и политики, стран и культур, но также это история конкретного человека. Вожди, короли, цари, политики, создатели идеалистических движений и так далее. В истории всегда присутствовали люди, которые вели за собой остальных, но почему-то кто-то запомнился великим, а о ком-то не знает никто. Философам, полководцам, политикам всегда было интересно, что делает из гениального лидера того, кто он есть.
Вначале необходимо определится, что вообще значит быть лидером. Данное понятие отлично от понятия «руководитель». Руководитель — это регламентированная должность (начальник, работодатель, глава компании, президент, директор). Лидер — это в чистом виде психологическая характеристика, это человек, влияющий на межличностные отношения в группе, который является авторитетом и примером, влияет не только на цели, мотивацию, идеалы, но также и создает их. Лидер далеко не всегда является руководителем. В одной группе может быть несколько лидеров.
Является ли лидерство набором врожденных черт? Много времени было потрачено, чтобы понять, что нет универсальных лидерских качеств. В связи с этим появилась теория, которая утверждала, что лидера создает сама ситуация. То есть группе в определенной ситуации становится нужен ведущий человек с определенными качествами, которые помогут решить ту или иную задачу. Другой подход гласит, что феномен лидерства — это функция группы, то есть лидер необходим группе людей для эффективной деятельности. Окончательное решение проблемы, конечно же, не найдено, но теперь становится понятно, что лидерство не такое простое явление, как могло показаться.
Большая часть экспериментальных исследований в этой области направлены на изучение стилей лидерства. Наиболее известной в психологии, классической классификацией является выделение трёх стилей лидерства: демократического, авторитарного и попустительского. У каждого стиля есть свои собственные преимущества.
Демократический стиль.
Характеристики стиля:
инструкции в форме предложений;
товарищеский тон;
похвала и порицание с советами;
распоряжения и запреты с дискуссиями;
позиция лидера находится внутри группы;
мероприятия планируются в группе;
за реализацию предложений отвечают все;
распределение обязанностей не только предлагается, но и обсуждается.
При подобном стиле деятельность группы оказывается наиболее эффективной.
Авторитарный стиль.
Характеристики стиля:
краткие, деловые распоряжения;
запреты без снисхождений, с угрозами;
четкий язык;
неприветливый тон похвалы и порицания;
субъективные эмоции не принимаются в расчет;
дела планируются заранее;
голос руководителя – решающий;
позиция лидера – вне группы.
При данном стиле были зафиксированы самые низкие показатели проявления агрессии в группе.
Попустительский стиль.
Характеристики стиля:
конвенциональный тон;
отсутствие похвалы и порицания;
позиция лидера – незаметно, в стороне от группы;
дела в группе идут сами собой;
лидер не дает указаний;
разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера.
Группы с таким лидером больше других проявляют творческие способности.
В данной классификации переплетаются стили лидерства и стили руководства.
Иная классификация выделяет из лидеров две группы: ориентированных на задачу/цель и ориентированных на межличностные отношения.
Первые в большей степени занимаются поддержанием эффективности рабочего процесса, поиском новых способов решения задач, постановкой целей, а вторые налаживают взаимоотношения в трудовом коллективе, заботятся об удовлетворенности рабочим процессом. Подход, ориентированный на цель, оказался эффективным в ситуации с хорошо структурированной задачей, высокими полномочиями руководителя (у него много власти) и хорошими его отношениями с коллективом. Интересно, что в полностью противоположной ситуации (плохие отношения с коллективом, мало полномочий руководителя, плохо структурированная цель) также продуктивен ориентированный на задачу лидер, а ориентированный на взаимоотношения эффективен в промежуточных ситуациях. Стоит отметить, что средние варианты встречаются чаще, чем крайности.
Естественно, что ни одна классификация не в состоянии охватить все аспекты стиля. Современные экспериментальные исследования идут по пути усложнения данных классификаций. Так, например, были выделены лидеры-организаторы, лидеры-инициаторы, лидеры-эрудиты, лидеры-генераторы эмоционального настроя, лидеры эмоционального притяжения, лидеры-умельцы.
Хороший руководитель должен понимать, что нужно коллективу: настроиться на творческий лад, оградить от внутригрупповой агрессии, наладить взаимоотношения. Подобный руководитель должен понять, чего не хватает коллективу: инициативности, новых идей, мотивации? И в зависимости от этого корректировать свой лидерский стиль, на сколько это возможно. В ситуации, когда собственный стиль совсем не подходит к ситуации, можно найти человека с нужными качествами в самом коллективе, который сможет стать неформальным лидером и через которого можно вести адекватное ситуации руководство.
Подготовлено по материалам из сети Интернет
Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, определять обман, противодействовать манипуляциям, Вы сможете в разделе «Охотники за поведением».