К сожалению, нет универсальных признаков, которые помогут в любой момент выявить ложную информацию, предоставляемую любым человеком. Определение лжи всегда требует комплексного подхода: необходимо учитывать контекст ситуации, характер собеседника и все, что хоть как-то может повлиять на интерпретацию полученных реакций.
Распространенные мифы, вроде: нос почесал – врет, сидит в закрытой позе – опять врет, молчит – тем более врет, часто упоминаются в качестве верных признаков лжи. Но это слишком поверхностный подход, не учитывающий все многообразие человеческого поведения. Запомните, если вы встречаете советы о том, как гарантированно распознать ложь, значит, перед вами лишь набор вариантов реакций, который, однако, далек от сути процесса детекции лжи.
В данной статье мы хотим рассказать о правилах, которых необходимо придерживаться при анализе поведения собеседника, и о том, на какую совокупность признаков нужно обращать внимание, чтобы отличить правду от лжи.
Речевой канал: «А получил ли я ответ на свой вопрос?»
Будучи самым контролируемым каналом коммуникации, речь является еще и наиболее лживым из них: мы сознательно управляем ею лучше, чем невербальными сигналами (ввиду особенностей строения мозга). Это вносит определенные нюансы при оценке данного способа передачи информации. Однако не стоит недооценивать важность такого анализа. Просто при этом нужно использовать особый подход.
Мы часто подходим к коммуникации автоматически: вроде сказанного и достаточно с учетом контекста ситуации. Однако ложь проявляется в мелких деталях, с кем бы вы ни общались, – с участниками переговоров, соискателями на собеседовании или с подчиненными. Если вы слышите: «Рад, что вы меня спросили», «Сейчас подумаю, припомню», «А давайте посмотрим на это с другой стороны», хотя задали вполне конкретный вопрос «Где деньги?», а еще если человек философствует, игнорирует обращенные к нему реплики, засыпает вас комплиментами или упорно не понимает, чего от него хотят, то это должно насторожить. Естественно, некоторые формы ответов могут быть обусловлены характером собеседника, поэтому важно помнить: прежде чем сделать вывод о том, что человек лжет, стоит убедиться в наличии совокупности реакций, учесть его базовую линию поведения и ситуативный контекст.
Как распознать ложь по мимике и жестам?
Тело умеет лгать хуже, чем язык. Невербальная коммуникация не прерывается в процессе общения. Если человек молчит, его тело продолжает передавать информацию: начиная с выделяемого запаха и заканчивая микровыражениями лица или особенностями жестикуляции. Поэтому внимательно наблюдайте за собеседником, даже когда говорите сами, – эмоциональные реакции могут возникнуть и в этот момент.
В популярных сериалах нам часто показывают, как специалисты по уголкам губ или направлению взгляда мастерски определяют ложь. Увы, в реальности все обстоит сложнее. Всегда учитывайте, что за человек перед вами, какой у него характер, как он думает, как понимает суть того, о чем его спрашивают. Понаблюдайте за ним, посмотрите на его жесты и мимику, что он чаще всего использует, как ведет себя в расслабленном состоянии. То, что у кого-то будет признаком лжи, у другого может оказаться привычной реакцией при ответе на определенные вопросы.
Это далеко не полный перечень основных положений, которые надо учитывать, если хотите убедиться, что человек говорит правду. Но самую важную мысль хотим повторить еще раз: не судите по одному признаку, выводы нужно делать, только опираясь на их совокупность. Например, если собеседник ушел от ответа, при этом снизилось количество иллюстраторов, появились стрессовые жесты, а в его мимике вы заметили несоответствующие эмоции, то это можно назвать достоверной реакцией, указывающей на то, что человек врет. Однако далее еще необходимо понять, в чем конкретно он вас обманывает. Для этого нужно учесть массу факторов, иначе велика вероятность прийти к ложным умозаключениям. В бизнесе же даже мельчайшие ошибки могут нанести колоссальный вред компании. Наконец, чем больше вы наблюдаете за собеседником, тем лучше анализируете его сигналы, потому что начинаете понимать, какое поведение и реакции для него характерны, и быстро отслеживаете любые отклонения.