«Определение лжи – это всегда комплексный подход. К сожалению, нет универсальных правил, которые помогут выявить ложную информацию у любого человека, в любой момент времени. Качественное определение лжи – это всегда комплекс фактов, учитывающих контекст ситуации, характер собеседника и все, что хоть как-то может повлиять на интерпретацию полученных реакций».
Константин Митрошин в апрельском номере (2017 г.) журнала «Директор по безопасности» раскрывает секреты определения лжи.
Распространенные мифы, вроде: «нос почесал – врет», «сидит в закрытой позе – опять врет», «молчит – тем более врет», весьма часто встречаются в качество гарантии и верных признаков лжи. Но данные признаки слишком поверхностны и не ответят на вопрос о наличии лжи полностью. Если вы встречаете гарантированные советы, которые указывают на наличие умолчания или искажения информации, то перед вами лишь набор вариантов, которые далеки от сути процесса. Полученная совокупность разных невербальных и вербальных реакций может стать гарантией того, что вы смогли определить, что собеседник врет, но еще необходимо понять в чем конкретно. В бизнесе это часто мельчайшие нюансы, но они могут нанести колоссальный вред компании на рынке. Итак, какая же совокупность признаков указывает на наличие лжи у собеседника и в какой ситуации?
Речевой канал: «А получил ли я ответ на свой вопрос?»
Речь – это самый лживый, но и самый контролируемый канал. Мы сознательно управляем речью лучше, чем нашими невербальными сигналами (ввиду особенностей строения мозга), это вносит определенные особенности при оценке данного канала. Однако не стоит недооценивать важность анализа речи. Вы задаете оппоненту на переговорах вопрос: «Как скоро мы получим от вас необходимые документы?» Его ответ: «Хороший вопрос, мы прикинем варианты, думаю, не о чем беспокоиться». Здесь у вас должен сработать сигнал в голове: есть ответ на вопрос? Он меня устраивает? Он полный и содержательный? Это сигнал, но помним, что важна их совокупность. К коммуникации мы часто подходим автоматически, вроде и есть ответ, хватит для контекста ситуации.
Однако ложь всегда проявляется в мелких деталях, где бы вы ни были, на переговорах, на собеседовании или общаетесь с подчиненными. Если ваш слух улавливает: «Рад, что вы меня спросили», «Дай подумаю, припомню», «А давай посмотрим на это с другой стороны», хотя вы при этом задали вполне конкретный вопрос «Где деньги?», а еще человек философствует, игнорирует, засыпает вас комплиментами или постоянно не понимает ваших вопросов, то это должно вас насторожить. Естественно, некоторые формы ответов могут быть обусловлены характером человека.
Мимика и жестикуляция
Тело врет хуже, чем язык. Невербальная коммуникация непрерывна в процессе общения. Если человек молчит, его тело продолжает передавать информацию, от запаха до микровыражений на лице или особенностей жестикуляции. Поэтому внимательно наблюдайте за собеседником, даже когда говорите вы. Поскольку эмоциональные реакции могут возникнуть и в этот момент. Сейчас очень много отсылок и к жестам, и к мимике, разные сериалы показывают нам то, как различные специалисты по уголкам губ или направлению взгляда мастерски раскусывают любого лжеца. Увы, в реальности все несколько сложнее, поскольку всегда надо учитывать, что за собеседник перед нами, какой у него характер, как он думает, как понимает наш вопрос. Понаблюдайте за собеседником, посмотрите на его жесты и мимику, что он чаще всего использует, как он ведет себя в расслабленном состоянии. То, что у одного человека будет признаком лжи, у другого может быть просто привычкой в жестах или мимике при ответе на определенные вопросы.
Это далеко не весь перечень признаков, даже скорее основных положений, которые надо учитывать. Напомним про совокупность признаков, если человек ушел от ответа на вопрос, при этом снизилось количество иллюстраторов, появились стрессовые жесты, а в мимике вы увидели несоответствующие эмоции, то это можно назвать достоверной реакцией, указывающей на ложь. Чем больше вы наблюдаете за собеседником, тем лучше вы сможете анализировать его сигналы.