Живая коммуникация — неотъемлемая часть работы профайлеров. Как известно, около 70% информации, которую мы можем считывать в общении — это невербалика. Она включает в себя жесты, мимику, положение тела, вегетативную нервную систему, внешний вид. Правильная интерпретация собранной информации и широкий понятийный аппарат способствует созданию верных выводов о состоянии человека, его искренности в беседе с вами.
В данной статье приведем одну из возможных классификаций жестов:
1. Случайные знаки – в телодвижениях, они более важны, чем те, которые мы делаем сознательно.
Многие из них передают информацию о расположении духа. В обычной жизни мы неосознанно их считываем и понимаем содержание. Например, слушая лекцию, подпираем рукой голову, передавая всем, что нам скучно. Это неосознанное действие, которое, скорее всего, еще и будет интерпретировано нами, как усталость.
2. Выразительные знаки – подают сигналы и не выполняют механической функции.
Мы транслируем их, когда улыбаемся, усмехаемся, пожимаем плечами и надуваем губы, смеёмся, краснеем и бледнеем, машем и маним, киваем и таращимся, хмуримся и рычим. Эти знаки одинаковы во всём мире, только могут отличаться деятельностью, контекстом и интенсивностью. Они могут сдерживаться, проявляться в зависимости от культуры или общества или ситуации, но выглядеть будут все равно очень похоже у всех людей на планете. У каждого человека развиты лицевые мышцы, и та же самая улыбка будет понятна нам и в родной стране, и в другой части Земли.
3. Подражательные знаки мы транслируем, когда пытаемся изобразить человека, объект или действие.
Существует 4 вида подражания:
а) Мимикрия. Например, на день рождения друга мы пытаемся быть веселыми, когда на самом деле нам, возможно, грустно. Или на похоронах, мы пытаемся выглядеть мрачнее, чем есть.
б) Театральная мимикрия – мир актёрского мастерства, где изображают все, что угодно ради создания правдоподобного контекста и нужной атмосферы.
в) Пустотная мимикрия – действие, совершаемое в отсутствие предмета, к которому оно относится. Например, когда человек голоден, он может изображать, что ест или пьет.
г) Частичная мимикрия исполняется, когда человек имитирует нечто, чем он никогда не был и не будет. Например, имитация птицы или дождя. Обычно в процесс вовлечены только руки, а мимика — настолько, насколько это возможно.
4. Схематические знаки – это те же подражательные в урезанном и сокращенном виде.
Попытка изобразить некое явление, предмет, настроение и т.д., воспроизводя один из ключевых элементов жестикуляции. Но в различных культурах они выполняются по-своему. Если одним людям один какой-то знак широко известен, другие будут затрудняться в его интерпретации.
5. Символические знаки – это те, которые нельзя выразить однозначно просто. Например, чтобы изобразить глупого дурачка, можно прибегнуть к театральной мимикрии и скривить лицо или просто покрутить у виска.
Символические знаки могут иметь одно и тоже значение, и наоборот, множество интерпретаций в зависимости от культуры. К каждой необходимо подходить, изучая смыслы и историю.
6. Технические знаки возникают в сообществе специалистов и используются исключительно в сфере их профессиональной деятельности. За пределами узкого круга людей они теряют смысл. Например, аквалангисты не могут общаться под водой вслух и поэтому прибегают к своему языку жестов.
Нельзя недооценивать технические знаки. Человек, недостаточно хорошо ориентирующийся в них, рискует, как минимум, быть непонятым, а как максимум — своей или чужой жизнью.
7. Знаки-коды являются частью языка знаков с определенными правилами. У них есть особенность. По отдельности они не означают ничего, но имеют силу только в совокупности, как буквы и слова в языке.
Язык глухонемых – никак не связан с нашей жестикуляцией.
Статья подготовлена по материалам книги Десмонда Морриса «Библия языка телодвижений»