Фрагмент из книги С. Флауэрса «Чтение мыслей»
Исполнителю завязывают глаза и выводят его из комнаты. Во время его отсутствия собравшиеся выбирают какой нибудь предмет, напр. перочинный нож, прячут его в отдаленный уголок, рассаживаются по местам и посылают за исполнителем. Войдя в комнату, этот последний говорит: «Я попрошу кого нибудь из собравшихся взять меня за руки, затем сосредоточить мысленно все свое внимание на месте, где спрятан предмет, потом на самом предмете; я думаю, что смогу разыскать его. Попрошу также и остальных присутствующих помочь мне, сосредоточив все свое внимание на спрятанном предмете, думаю, что мы не замедлим достигнуть быстрого результата. Взявший мою руку должен вполне отдаться цели, которой, мы желаем достигнуть; ввиду этого я предпочитаю, чтобы вы выбрали человека впечатлительного, с хорошо развитым умением сосредотачиваться. Если все готово, то начнем».
Затем один из присутствующих вкладывает свою правую руку в левую руку исполнителя; этот последний пользуется впечатлением, получаемым, от сокращения мускулов руки, которую он держит, чтобы мало по малу добраться до места, где спрятан предмет. Если он не сразу получает указание, в каком направлении следует двигаться, он быстро делает шаг вперед говоря, возбужденным тоном: «Думайте, думайте, сосредоточьтесь на месте, где спрятан предмет. Думайте только об этом месте!» Это делается с целью заставить вожака бессознательно передать вибрацию исполнителю, вибрацию, которая послужить ему достаточным указанием. Вибрации бывают двух родов. Вибрация в форме легкого сопротивления, толкания назад, она действует задерживающим образом на исполнителя и показывает ему, что принятое направление неверно; второго рода вибрация действует в одном направлении с исполнителем; но в обоих случаях движение руки дает ему ключ к истинному направлению. Он изучает вибрации руки, которую он держит. Помните, что вожак не сознает помощи, оказываемой им исполнителю. Он добросовестно устремляет взгляд и внимание на местонахождение спрятанной вещи; и пропорционально его сосредоточению будет сила вибрации его рук, сообщаемая исполнителю.
Чем более он погружен в исполнение своей обязанности, тем сильнее будет бессознательная помощь, оказываемая им исполнителю. Объяснение того, каким образом вожак, сам того не сознавая, дает указания исполнителю, так же просто; оно выражается словами:
«Всякого рода мысли стремятся проявиться в действиях». Вы можете видеть совершенное пояснение этого принципа в жестах, которые сопровождают психическое состояние страха, радости, печали, надежды, гнева, удивления и т.п. Жесты эти неизменно автоматичны, т.е, производятся бессознательно. Секрет механизма указания, которое вожак дает исполнителю, — есть автоматическое действие или бессознательная мускульная деятельность.
Попытайтесь произвести несложный опыт, чтобы убедиться, что психическая деятельность и мускульная деятельность тесно связаны между собой и зависят одна от другой. Подумайте о каком нибудь предмете, лежащем справа; от вас, сосредоточьтесь на мысли, что вы хотите достать этот предмет, и ваше тело наклонятся вправо.