В данной статье приведены фрагменты из книги А. П. Егидеса «Как научиться разбираться в людях».
Аркадий Петрович Егидес — доктор психологических наук, специалист в области психологии личности, познавательных процессов и конфликтологии. Автор книг и статей по психологии. Основатель клуба культуры общения «Маленький принц» (1981 год).
Прежде, чем мы перейдем к фрагментам, в которых автор описывает как представители демонстративного типа личности взаимодействуют с окружающими людьми, хотелось бы сделать следующую ремарку.
Демонстративный (истероид) с демонстративным быстро сходятся и столь же быстро расходятся, стоит только рассказать друг другу все о себе и выманить дополнительные секреты обаяния. Разговоры у них поверхностные: о тряпках, о жизни артистов — «салонный треп».
А вот женщина демонстративного психотипа с мужчиной исполнительного (эпилептоидного)… Он фундаментален, как дуб, к нему можно прислониться, в его «кроне» можно спрятаться, «прижаться тонкими ветвями», как в песне, и даже питаться от его «корней». Очень удобно.
Демонстративный развивает в себе манипулятивные способности, которые и позволяют ему выманивать, а не добывать. Исполнительному-добытчику, впрочем, это может в какой-то мере даже нравиться, если он владеет безраздельно, допустим, красивой женщиной демонстративного типа личности. Ну а если она не слишком хороша или не слишком верна, то это ему уже неприятно, и тогда неизбежны конфликты и страдания — у исполнительного сдержанно драматичные, а у демонстративной — бурно трагикомичные.
Демонстративные часто присоединяются к представителям идейного типа личности (паранойялам). Даже иногда и не достигшим успеха. Идейный все же владеет искусством убеждать. А для демонстративного убежденность — это доказательство. Он не очень критичен, он верит и даже верует. И его «верую» на тот момент искренне. Он смотрит на идейного пророка с восхищением, даже с сексуальным вожделением, он готов ему отдаться, предаться (а потом и предать, перейдя к другому пророку). Демонстративный легко усваивает его фразеологию, цитирует, смакует выражения, не слишком их перекраивая, не развивая, но с горящими, как у самого пророка, глазами, он уподобляется в эти моменты самому пророку, отождествляет себя с ним и получает часть той славы, которую пророк обеспечивает себе. Он получает нужное ему внимание в сиянии ореола избранного им на данный момент пророка. Здесь слово «пророк» мы употребляем уже в нарицательном значении: пророк он везде пророк — и в религии, и в науке, и в искусстве, и в политике. И везде есть демонстративные, меняющие в зависимости от обстоятельств манеру говорить, содержание речей, одетые в белые одежды или во фраки, а то и раздетые, если это требуется.
Демонстративным трудновато ладить с представителями творческого психотипа (шизоидами), у них нет общих интересов, мы их почти и не видим вместе. Когда они врозь, то истероид посмеивается над шизоидом за его пренебрежение к моде, а шизоиду с истероидом просто не о чем разговаривать.
Соперничают друг с другом люди любых типов личности даже чувствительного (эмотивного). Но «топят» других больше идейные (паранойяльные) и демонстративные (истероиды). Но если идейный может даже убить соперника, то у демонстративных все на порядок менее серьезно, они удовлетворяется тем, что манипулятивно унизят соперника.
В романе Сомерсета Моэма «Театр» Джулия на сцене вынуждала молоденькую актрису так повернуться, что личико «негодницы» в свете рампы становилось похожим на мордочку овцы, и обеспечила ей провал, а себе — в который раз — аплодисменты.