Почти все дела, все трудовые акции человеческого общества, все акции человеческого взаимодействия начинаются, осуществляются и завершаются при помощи различных по форме, содержанию и функциям деловых бесед. Деловые беседы ассоциируются с общением на работе, с исполнением служебных обязанностей, с решением производственных задач, организационных, коммерческих проблем.
Под деловой беседой понимается межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.
К основным функциям любой деловой беседы можно отнести следующие:
- Начало инновационных мероприятий и процессов;
- Контроль и координирование уже начатых мероприятий, акций;
- Обмен информацией;
- Взаимное общение работников одной организации, межличностные и деловые контакты;
- Поддержание деловых контактов с партнерами во внешней среде;
- Поиски, выдвижение и оперативная разработка новых идей и
замыслов; - Стимулирование движения человеческой мысли в новых
направлениях.
Характер деловой беседы, особенности ее протекания, тематика обсуждаемых вопросов определяются профессиональными и деловыми интересами ее участников, а также типом отношений между собеседниками (субординационные «по вертикали» — «сверху-вниз», «снизу-вверх» и партнерские «по горизонтали»).
По характеру обстановки, в которой обсуждаются те или иные вопросы, деловые беседы бывают официальные и неофициальные, то есть с соблюдением и без соблюдения определенных правил и формальностей. Деловые беседы могут проводиться в кабинете, на рабочем месте, в столовой, ресторане, во время прогулки, дружеского застолья и т. д.
Основная цель беседы — обмен информацией, однако в зависимости от предметного содержания возможен многоцелевой характер бесед. По характеру обсуждаемых вопросов наиболее распространенными считаются следующие виды деловых бесед:
- Кадровые (прием на работу, увольнение с работы, перемещения по должности);
- Дисциплинарные, связанные с нарушением трудовой дисциплины, уклонением от выполнения служебных обязанностей и т. п.;
- Организационные, определяющие технологию выполнения задания;
- Творческие, посвященные выработке концепции того или иного проекта, задания и др.
Особо следует выделить деловые беседы во время приема посетителей.
В каждом из перечисленных видов бесед цели будут связаны непосредственно с предметом разговора. Так, например, беседу при найме проводят с целью диагностики профессионального и личностного потенциала кандидата на должность для принятия решения о найме,где успешно применяется профайлинг и всё больше растёт спрос на экспертов в этой области.
А цель беседы «на ковер» — выявить причины нарушения дисциплины или некачественного выполнения работы и изменить мотивацию поведения работника.
Цель беседы «поручение задания» — не только проинформировать работника, но и проинструктировать, а беседы неформального характера, как правило, предполагают так называемое «зондирование» ситуации для того, чтобы знать, что происходит, как складываются отношения в коллективе, какие есть «болевые точки», о которых руководитель обязательно должен знать, чтобы вовремя включиться в решение проблем.
Автор — А. П. Панфилова «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности»