Становление человеческой личности зависит от невероятного количества факторов. Ученые, в соответствии со своими научными интересами, акцентируют внимание на тех или иных аспектах, считая их наиболее важными. Каждая из этих позиций имеет собственное обоснование. Обобщая различные точки зрения, можно выделить следующие ключевые факторы, влияющие на формирование личности:
- воспитание;
- наследственность;
- семейная обстановка;
- социальный статус и окружение;
- школьная атмосфера;
- место проживания, климат;
- историческая эпоха;
- культурная среда, СМИ, Интернет и т. д.
По нашему мнению, многообразие этих факторов эффективно интегрируется в биопсихосоциальную модель, которая, как принято считать, обязана своим рождением психиатрии. Эту модель впервые предложил американский терапевт и психиатр Джордж Энгель (George Engel). В 1977 году он описал ее в статье «Необходимость новой медицинской модели: вызов для биомедицины» (The Need for a New Medical Model: a Challenge for Biomedicine).
Основная идея Энгеля заключается в том, что подход к заболеванию должен быть всесторонним. Необходимо учитывать не только физиологические, но и психологические, а также социальные аспекты. В своей работе он подчеркивает, что болеют не отдельные органы, а человек как единое целое. Поэтому врачу надлежит принимать во внимание личность пациента, его эмоциональное состояние и особенности окружающей среды.
В Википедии (оговоримся, что не считаем ее истиной в последней инстанции) биопсихосоциальная модель определяется как «обобщенная модель или подход, утверждающий, что в развитии болезни или какого-либо расстройства у человека играют важную роль:
- биологические нарушения (генетические, анатомические, физиологические, биохимические и др.);
- психологические факторы (включающие в себя мышление, эмоции и поведение больного);
- социальные факторы (в частности, социально-экономические, факторы социального микроокружения, культурные факторы)».
Аналогичные взгляды в контексте анализа причин преступного поведения высказывал известный психиатр Александр Олимпиевич Бухановский. Он выделил три основные составляющие, которые могут способствовать формированию личности серийного убийцы: органическое поражение головного мозга, половая конституция и специфические черты характера, а также влияние семейного и социального окружения.
Биопсихосоциальная модель психических расстройств
Чтобы досконально разобраться с данной моделью, предлагаем ознакомиться с выдержками из статьи «Биопсихосоциальная модель в психиатрии как оптимальная парадигма для современных биомедицинских исследований». Ее подготовил коллектив авторов: Н.Г. Незнанов, Г.В. Рукавишников, Е.Д. Касьянов, Д.С. Филиппов, А.О. Кибитов и Г.Э. Мазо. Некоторые фрагменты перефразированы для большей доступности, в то время как отдельные цитаты мы приводим дословно, так как это позволяет максимально точно донести мысль.
Биологический (генетический) фактор
Важную роль в определении биологической основы заболеваний играют генетические факторы, то есть особенности в структуре наших генов и то, как эти гены влияют на химические процессы в мозге. «Прямой вклад генетических факторов в развитие психических заболеваний очень высок и составляет, по разным оценкам, 30–85%… Можно выделить несколько уровней организации биологических факторов:
- молекулярный внутриклеточный;
- нейрохимический (нейромедиатор – нейрохимическая система – взаимодействие нейрохимических систем);
- нейронный (нейрон – нейронная сеть – система нейронов – ядра головного мозга – взаимодействие систем);
- системный (нейрохимические и нейрофизиологические системы – взаимодействие систем – поведенческие акты – память и обучение – мышление – разумная деятельность)».
Биологические факторы существенно влияют на психологический и социальный домены. Порой уровень их воздействия оценивается вплоть до 90%.
Личностный фактор
Личностные характеристики, такие как особенности темперамента и специфические черты характера, заметны уже на ранних этапах развития будущего пациента и могут указывать на предрасположенность к заболеванию. Эти характеристики тесно связаны с биологическими факторами. «Генетическое влияние на черты личности, характера и темперамента, вероятно, более существенно, чем на риск развития наркологических заболеваний как таковых, при этом, скорее всего, многие генетические системы влияют на формирование личности, прямо и косвенно формируя индивидуальный уровень генетического риска развития болезней зависимости».
Социальный фактор
Влияние особенностей микро- и макросоциального окружения на процесс социализации, адаптацию и индивидуальные реакции на стресс на 20–30% регулируется биологическими и личностными аспектами.
Детство и подростковый возраст считаются наиболее значимыми и критическими моментами в развитии человека. Именно в этот период особенно высок риск формирования «эпигенетических» звеньев патогенеза психического заболевания.
«Многие события и ситуации этого периода (перинатальный стресс; стресс раннего периода жизни, связанный с жестоким обращением в детстве, сексуальным насилием, плохой заботой матери, депривацией, хронический персистирующий стресс, хронический социальный стресс) являются важными процессами-кандидатами при рассмотрении эффектов „среды“ на риск развития психопатологии». Тем не менее следует отметить, что только небольшая часть населения оказывается достаточно уязвимой для развития психических заболеваний при аналогичных историях стрессовых воздействий, что подтверждает генетический и эпигенетический характер ключевых патогенетических механизмов в психиатрии.
Генетический риск представляет собой врожденную предрасположенность к заболеванию, которая может активироваться при совместном действии личностных и социальных факторов, действующих как «триггеры» или «модификаторы». Если генетический риск высок, то достаточно небольшого внешнего воздействия, чтобы заболевание развилось быстро и, на первый взгляд, спонтанно. В случае низкого генетического риска необходимо более серьезное совместное воздействие внешних факторов. Подобные заболевания прогрессируют медленнее, и их симптомы могут быть настолько слабо выражены, что такие больные не попадают в поле зрения специалистов.
В завершение нашего обсуждения факторов, влияющих на формирование личности, стоит подчеркнуть, что нет единственного пути развития человеческой личности. Как показывает практика и многолетние исследования, это сложный и многогранный процесс. Поэтому биопсихосоциальный подход имеет большое значение для тех сфер жизни, где важно понимать характер человека, позволяя целостно оценить жизненный опыт индивида во всем его многообразии. И хотя первоначально этот подход использовался в контексте работы с психическими патологиями, круг его применения, при учете методологических ограничений, гораздо более широк.