«Настроения уменьшают нашу гибкость, сужают выбор альтернатив, искажая нашу интерпретацию происходящего и нашу реакцию на него».
1. Настроение сохраняется дольше, чем эмоция. Настроение может сохраняться целый день, иногда два дня, в то время как эмоции могут появляться и исчезать в течение нескольких минут или даже секунд. Настроение напоминает легкое, но непрерывное эмоциональное состояние. Если оно раздраженное, то раздражение будет умеренным все время и может легко перерасти в гнев. Если речь идет о грустном настроении, то мы слегка опечалены и можем быстро перейти в состояние глубокой печали.
2. Настроение активирует конкретные эмоции. Когда мы раздражены, то ищем возможности разгневаться. Мы интерпретируем мир таким способом, который позволяет нам или даже требует от нас проявления гнева.
3. Настроение не предполагает подачи особого сигнала через лицо или голос. Мы можем сказать, что человек находится в конкретном настроении, потому что видим признаки эмоции, окрашивающей это настроение.
4. Настроения уменьшают нашу гибкость, так как они делают нас менее способными к быстрым реакциям на изменяющиеся нюансы внешней среды, искажая нашу интерпретацию происходящего и нашу реакцию на него. Эмоции также вызывают этот эффект, но лишь в течение нескольких мгновений, настроение же может сохраняться часами.
5. Другое отличие настроения от эмоций состоит в том, что как только возникает эмоция и мы осознаем это, то обычно можем указать на вызвавшее ее событие. Но мы редко знаем, почему оказались в том или ином настроении. Кажется, что оно просто возникло само собой. Утром мы можем проснуться в хорошем настроении, а днем можем обнаружить, что без видимой причины испытываем уныние.
Узнать больше об эмоциях и о том как они проявляются на лице человека и в его поведении, что обозначают различные эмоции и как определить ее искренность, а также разобраться в системе кодирования лицевых движений FACS, вы сможете прочитав книгу Пола Экмана «Я знаю, что ты чувствуешь» или (что будет быстрее и увлекательнее) из материалов раздела «Охотники за поведением».