Оценивая поведение человека, профайлеры анализируют несколько каналов — мимика, жесты, речь, проявления вегетативной нервной системы. Самый лживый из каналов — речь, так как контролировать ее проще, чем невербальные сигналы.
Мы часто воспринимаем слова собеседника автоматически. Соглашаемся на общий ответ, слабо противоречащий контексту ситуации. Это мешает заметить ложь, которая скрывается в деталях. Например, на переговорах вы спрашиваете: «Как скоро мы получим от вас необходимые документы?» И в ответ получаете: «Хороший вопрос, мы прикинем варианты, думаю, не о чем беспокоиться». В этот момент у вас в голове должен сработать сигнал: ответили ли мне? Устраивает ли меня ответ? Он полный и содержательный?
Если на ваш конкретный вопрос человек философствует, засыпает вас комплиментами или делает вид, что не понимает — это повод насторожиться.
В содержании правдивой речи всегда много контекста, описания психологического и эмоционального состояния, воспроизведения разговоров. И это логично: человеку нечего скрывать, он свободно отвечает на вопросы.
Не стесняйтесь уточнить интересующие вас моменты, если заметили, что человек разволновался. В таком случае работает правило: «Самый плохой вопрос— незаданный». Спрашивайте о реальном опыте: какие у вас были ощущения? Как вы себя чувствовали? Что вам показалось странным? В случае обмана собеседнику будет сложнее придумать ответ.