Неоднократно сталкиваюсь с мнением людей, которые считают, что влиять на собеседника в процессе интервью или переговоров можно только провокациями, хитро выстроенными логическими ловушками и определенным давлением. Однако на практике, порой, бывает иначе. Часто самым действенным тактическим приемом в беседе — особенно если необходимо соблюдать все каноны дипломатичности и аккуратности в общении — является простая молчаливая улыбка. Ее силу и интенсивность можно подбирать, отталкиваясь от контекста. Расскажу подробнее.
В начале коммуникации доброжелательная улыбка помогает создать спокойную, располагающую к разговору атмосферу. Благодаря этому собеседник может немного расслабиться и вести себя естественно, а значит — меньше контролировать свои реакции. Вспомните себя, когда вы в расслабленном и радостном расположении духа, не говоря уже о приподнятом эмоциональном фоне. Главное, что снижается в такие моменты — это «критик» в нашей голове. Наблюдение за человеком на этом этапе даёт возможность отмечать особенности его поведения, привычные позы, жесты и мимику, определять его интересы, ценности и характер (если у Вас не было времени заранее подготовиться). Главное — знать, что подмечать и объективно анализировать. Всё это важно для выбора дальнейшей тактики разговора, исходя из поставленной задачи.
В случае, когда ваш диалог перешел из стадии «налаживания контакта» в следующую, улыбка может иметь не только успокаивающий эффект. Например, после ответа собеседника на проверочный (интересующий) вопрос можно сделать многозначительную паузу. В этом случае улыбка в сочетании с молчанием, слегка наклонённой головой и соответствующим взглядом с легким прищуром, усиливает напряжённость и значимость момента (тут главное не перестараться). Не стремитесь сами заполнить тишину. Человек непроизвольно захочет как-то сгладить неловкую паузу, а в этот момент мозг обычно «предоставляет» первую попавшуюся информацию, порой имеющую немалое значение для Вас.
Людям всегда запоминается то, что выпадает из размеренной и однотипной канвы разговора. Таким образом, они перестают следить за своими жестами, мимикой, интонацией и другими каналами, которые при совокупном анализе и синтезе дадут Вам яркую и наиболее искреннюю картину рассказа, нежели то, что он демонстрирует своими словами.
Автор — Президент АНО НИЦКБ Анна Кулик
Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, определять обман, противодействовать манипуляциям, Вы сможете в разделе «Охотники за поведением».