Фрагмент из книги «Гроссмейстер общения» Дерябо С.Д. и Ясвина В.А
1) Косвенный комплимент.
Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику — ружье, «помешанному» на собаках — его любимца, родителю — ребенка. Достаточно, зайдя к женщине-начальнице в кабинет, между делом заметить, с каким вкусом подобрана обстановка и как уютно себя здесь чувствуешь, чтобы заработать этим некоторое расположение к себе.
2) Комплимент «минус-плюс».
Мы даем собеседнику сначала маленький «минус», а потом — огромный «плюс». Например, «Пожалуй, я не могу сказать, что Вы хороший работник… Вы незаменимый для нас специалист!» После «минуса» человек теряется и готов уже возмутиться, а потом на контрасте говорится весьма для него лестное. Психологическое состояние напоминает ощущения человека, балансирующего на краю пропасти: сначала — ужас от мысли о смерти, а потом — неописуемая радость: «Жив!!!» Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся, но, как и все сильнодействующее, он рискован. Если «минус» окажется сильнее «плюса» — последствия могут быть для нас плачевными.
3) Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент.
«Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы!» Этот комплимент самый тонкий и наиболее приятен для собеседника. Но рамки его применения ограничены:
• Чтобы он не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных отношений между собеседниками.
• Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем. Однажды пришлось слышать фразу, сказанную как комплимент: «Ты такой же интересный, как и мои барбусы» (Оказывается, этот человек — аквариумист и очень любит наблюдать за поведением рыбок-барбусов).
Комплимент может нам помочь и тогда, когда нужно кого-то покритиковать. Ведь цель критики — изменить поведение другого чело века, а не просто испортить ему настроение, унизить, раздавить. «Сравняв с землей» человека, можно заставить его выполнить что-то так, как нам хочется, но никогда потом он не будет хотеть сделать это сам, что единственно и является продуктивным результатом критики. Здесь можно использовать следующий прием. По форме делается комплимент, а по содержанию — критика. «Иванов, ты просто подкупаешь меня своим постоянством! Никогда не приходишь на работу вовремя!».
• Это благодаря вам!
Самое трудное в комплименте — это достойно на него ответить. Комплимент нельзя вернуть, как одолженную «десятку» после получки. Это необходимо сделать тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз нам сделать комплимент. Общая схема может быть следующей: «Это благодаря Вам!» Все искусство состоит в умении изящно ее варьировать.
— Меня восхищает Ваше остроумие!
— Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!
Иными словами, необходимо вернуть психологический «плюс» тому человеку, который дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.
И, наконец, главное: комплимент ценен только тогда, когда он сделан искренне. Неискренний комплимент — это уже изощренная издевка.
Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, определять обман, противодействовать манипуляциям, Вы сможете в разделе «Охотники за поведением».