Ежедневно к нам поступает информация из различных источников. Среди них не только традиционные СМИ, но и социальные сети, блоги, форумы, мессенджеры, рекламные рассылки и многое другое. Интернет дает возможность миллионам людей получить доступ к огромному массиву сведений буквально за пару кликов. Однако он также облегчает процесс создания и распространения ложной информации. Нередко на разных ресурсах представлены противоречащие друг другу материалы. В результате бывает непросто найти среди них достоверные. Умение анализировать и осознанно потреблять информацию, а также быстро отличать правдивые источники от fake news позволяет медиаграмотность.
Содержание:
Медиаграмотность: разбираемся в понятии
Медиаграмотность – это способность ориентироваться в различных типах медиа и понимать, как они устроены. В эру гаджетов и современных технологий этот навык приобретает действительно большое значение. Медиаграмотность включает совокупность навыков, благодаря которым человек может свободно получать доступ к разным видам информации, а также изучать, анализировать и оценивать ее. Тот, кто обладает этими навыками, использует различные источники и способен обнаружить достоверные. Он умеет быстро переключаться между ресурсами, понимает принципы их работы, осознает последствия собственных действий в интернете и способен брать за них ответственность.
Какие преимущества позволяет получить медиаграмотность?
Развитие этого навыка открывает перед человеком множество возможностей, среди которых:
- Умение критически мыслить. Интернет и современные социальные медиа предоставляют возможность с легкостью создавать самый разнообразный контент, а его регулирование подчас либо субъективно и зависит от конкретной платформы, либо отсутствует вовсе. В результате становится все сложнее оценивать степень адекватности информации, устанавливать личность автора и понимать, можно ли ему доверять. В этих условиях развитие критического мышления помогает, например, находить достоверные сведения и полезный контент, а также быстро определять идею сообщения.
- Способность оценивать и эффективно потреблять информацию. Медиаграмотность позволяет определить, какому контенту можно доверять, какой источник дает объективную информацию, а какой отражает чьи-то домыслы или вовсе распространяет откровенные фейки. Также пользователь учится распознавать приемы, стимулирующие к различным действиям, и манипуляции в СМИ.
- Умение ответственно создавать контент в интернете. Медиаграмотный пользователь способен адекватно оценивать свои сообщения и то влияние, которое они могут оказать на других людей.
- Осознание роли медиа в современном обществе. Ежедневно СМИ предоставляют пользователям огромный массив информации, которая влияет на их выбор, мнения и взгляды. Медиаграмотность дает понимание того, насколько сильно различные медиаресурсы могут воздействовать на сознание людей, заставляя их мыслить и даже действовать определенным образом.
- Умение понимать цели автора медиасообщения. Медиаграмотный человек способен распознать, является ли контент исключительно информационным или создан с целью изменить мнение читателя. Понимание истинной цели медиа позволяет относиться к информации более осознанно и избегать негативных последствий ее воздействия.
- Способность распознавать мнение автора по конкретной теме. Сегодня часто встречаются публикации, в которых фактические данные не нацелены на формирование у читателя объективной картины мира, а используются для маскировки позиции автора, попросту говоря, – для манипуляции.
В чем разница между медиаграмотностью и медиаобразованием?
По данным «Российской педагогической энциклопедии», медиаобразование представляет собой направление в педагогике, в основе которого лежит изучение закономерностей массовой коммуникации. Это процесс развития культуры взаимодействия человека с медиаресурсами. Он помогает формированию критического мышления, навыков анализа и правильной интерпретации контента. В результате этого процесса пользователь обретает медиаграмотность. Таким образом, медиаобразование – это более широкое понятие.
В нашей стране данное педагогическое направление получило официальный статус в 2002 году, когда УМО при Министерстве образования Российской Федерации была зарегистрирована новая вузовская специализация – «Медиаобразование».
Сегодня образовательная деятельность в медиасфере находит широкое применение в различных областях:
- обеспечение информационной безопасности в интернете (способность самостоятельно ориентироваться в медиапространстве, бороться с воздействием сетевых вирусов и т. д.);
- поиск достоверных данных (умение грамотно формулировать поисковые запросы, анализировать полученную информацию, выделять и систематизировать необходимые сведения по определенным параметрам);
- интерпретация медиаконтента (способность воспринимать информацию, понимать ее суть и скрытый смысл);
- создание собственного медиаконтента, в том числе совместно с другими авторами;
- освоение медийного пространства в целом (соблюдение этики общения с другими пользователями, понимание направленности диалога в Сети и т. д.).
Как развить критическое мышление для правильного восприятия медиаданных?
Приобретение навыков критического анализа информации – один из наиболее эффективных практических способов развития медиаграмотности. Различные события, освещаемые в СМИ и социальных медиа, не всегда позволяют сформировать объективное мнение. В связи с этим стоит критически относиться ко всем данным, вне зависимости от того, из какого источника они были получены.
Чтобы понять, объективна ли представленная информация, необходимо:
- Убедиться в достоверности источника. Постарайтесь выяснить, кто автор медиаконтента. Стоит узнать, использует этот человек реальное имя или псевдоним, не был ли он замечен в распространении фейковой информации, хорошо ли разбирается в освещаемой теме, имеет ли достаточно знаний по ней (это могут подтвердить интервью, научные публикации, резюме и т. д.).
- Проверить, не встречались ли аналогичные сведения в других новостных сводках. Нередко текст берется из более ранних сообщений и разбавляется новыми данными. Если перед вами контент со схожей структурой, дополненный призывами к тому, что нужно сделать, можно усомниться в его правдивости или, как минимум, задуматься о целях автора. Понимая, как распознать фейковую новость, вы сможете быстро и безошибочно опознавать такие сообщения.
- Оценить, как влияет на вас полученная информация. Если новость вызывает чрезмерно яркое проявление эмоций, это повод задуматься, не пытается ли автор контента оказать на вас воздействие. Возможно, он старается манипулировать вами или даже подтолкнуть к каким-то действиям. Важно помнить, что новостные сообщения, созданные с целью информирования пользователей, как правило, подаются в нейтральном ключе и содержат только факты.
- Постараться понять, для чего автор контента пытается вас эмоционально «раскачать». Задумайтесь о том, что именно вы чувствуете при прочтении медиасообщения и почему. Только включив критичность мышления, вы сможете добиться наибольшей объективности при восприятии информации.
Полезные источники, которые помогут разобраться в теме медиаграмотности и защиты от манипуляций в СМИ
Из всего вышесказанного вытекает логичный вопрос: где и как приобрести столь важные навыки? Специалисты Научно-исследовательского Центра Корпоративной Безопасности по роду своей деятельности занимаются поиском достоверных сведений. Знания о развитии медиаграмотности и защите от манипуляций можно получить на тренингах и обучающих курсах НИЦКБ. Эта тема подробно освещена в бесплатном вебинаре Анны Кулик «Фейки и манипуляции: как распознать и не поддаваться». Из него вы узнаете, как ориентироваться в огромном потоке информации и критически ее анализировать, используя методы лингвистики, психологии и профайлинга.
Подробная информация о медиаграмотности и правилах кибергигиены также содержится в книге И. С. Ашманова и Н. И. Касперской «Цифровая гигиена». Издание будет полезно для всех, кто в быту или по работе сталкивается с цифровой средой, но не является профильным экспертом. Также рекомендуем к прочтению книгу Р. Холидея «Верьте мне – я лгу!»