Основой профилирования, которое мы применяем для составления поведенческого портрета, являются труды и исследования ученых в области психиатрии, психологии, социологии и других наук. Изучая их работы можно отметить, что каждый автор опирался на открытия и методологию своих коллег, но применяя их на практике, дорабатывал и уточнял отдельные аспекты. Благодаря такому подходу сфера изучения личности и характера человека продолжает совершенствоваться и приносить больше пользы.
Также и мы в профайлинге взяли за основу работы А.Е. Личко, К. Леонгарда, П.Б. Ганнушкина и других ученых и адаптировали их для решения задач, возникающих у современного бизнеса и правоохранительной сферы. Подробнее о нашем подходе мы рассказываем в статье «Основы профайлинга: профилирование», а здесь рассмотрим акцентуации характера, предложенные Андреем Евгеньевичем Личко.
Советский психиатр, профессор, доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации Личко был также заместителем директора Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Его область научных исследований – диагностика и лечение психических расстройств у подростков. Применяя на практике типологии Карла Леонгарда, Петра Ганнушкина и других ученых, он понял, что описанные типы и их характеристики не могут в полной мере использоваться при работе с данной возрастной категорией. Так родилась его собственная классификация.
Ниже мы приводим краткие описания типов акцентуации, процитированные и сформулированные по материалам книги «Психопатии и акцентуации характера у подростков» А.Е. Личко, но прежде хотелось бы заострить внимание на нескольких моментах:
- важно помнить, что это обобщенное описание «чистых» типов без учета особенностей характера, ценностей, интеллектуальных способностей и социального опыта конкретного человека; в жизни такие индивиды практически не встречаются;
- мы даем эти описания в общеобразовательных целях, они неполные и не могут заменить того объема знаний и опыта, который есть у специалистов соответствующей квалификации. Поэтому даже если вы «узнали» кого-то после прочтения, не спешите ставить диагнозы и делать выводы о полном поведенческом портрете человека. Любая типология неизбежно будет иметь различные обобщенные описания, а каждая личность обладает своими уникальными чертами и особенностями, которые формируются в течение жизни.
В своей книге А.Е. Личко сопровождает рассказ о типах акцентуации примерами из практики. Если вы решите прочитать ее, обратите внимание, как тесно переплетены у него описание черт характера того или иного индивида с прогнозированием вероятных поступков, которые он может совершить. Кроме того, останавливаясь на особенностях личности своих пациентов, Личко часто ссылается на контекст и биографические данные конкретного человека: его возраст, какая у него семья, школа, в каком окружении он вырос, какие факторы могли на него повлиять. Такой же принцип используется и в профайлинге: мы общаемся с объектом, изучаем его биографию, след в Интернете, интересы и ценности, опыт; анализируем весь этот массив информации, с помощью разных методик выявляем личностные особенности и только после этого можем делать вероятностные предположения о его реакциях и поведении в дальнейшем.
Гипертимный тип
«Главная черта гипертимных подростков – почти всегда очень хорошее, приподнятое настроение».
Они неплохо проявляют себя в ситуациях, где требуются быстрота, смелость и находчивость. С трудом переносят регламентированный режим, строгую дисциплину, навязчивую опеку и нравоучения, ограничения в передвижении и общении. В таких ситуациях будут возникать вспышки раздражения и гнева, подростки могут конфликтовать, нарочно нарушать правила.
Также, по мнению А.Е. Личко, гипертимам свойственны:
- неразборчивость в выборе знакомств;
- легкомысленность, непостоянство в увлечениях и интересах;
- необязательность в выполнении обещаний, неаккуратность в занятиях, небрежность по отношению к деньгам;
- оптимистичность, неоправданная уверенность в своих силах.
Циклоидный тип
Для этого типа акцентуации характерна цикличная смена двух фаз – периода подъема и субдепрессии. Проявление и продолжительность фаз зависит от типа циклоидности.
У типичных циклоидов фазы обычно непродолжительны, 1–2 недели. В субдепрессивной фазе прежде оптимистичный и активный подросток резко становится апатичным, раздражительным, избегает общения со сверстниками, теряет аппетит. Неприятности, неудачи, замечания и укоры в этот период способны усугубить его состояние.
«Субдепрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъема, когда ребенок снова стремится в компанию, заводит знакомства, претендует на лидерство и обычно наверстывает то, что было упущено в учебе и работе».
«У лабильных циклоидов фазы гораздо короче – два-три „хороших“ дня сменяются несколькими „плохими“». Но такого же упадка сил и чрезмерной эмоциональной реактивности, как у типичных циклоидов, у лабильных нет. «Плохие» дни последних проявляются лишь сниженным настроением.
Лабильный тип
Главная черта лабильного типа – крайняя изменчивость настроения даже по незначительным поводам. Такого подростка легко приведут в уныние обидное слово, неприветливый взгляд случайного собеседника, некстати начавшийся дождь, оторвавшаяся от костюма пуговица. Они сильно переживают, если сталкиваются с порицанием, выговором, нотациями. «В то же время приятная беседа, интересная новость, мимолетный комплимент, <…> (прим. а также знаки внимания, похвала) могут поднять настроение, даже отвлечь от действительных неприятностей, пока те снова не напомнят чем-либо о себе».
Несмотря на переменчивость, эмоции таких подростков не поверхностны. Они «способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность». Их настроение влияет на множество аспектов: на самочувствие, сон, аппетит, трудоспособность, на стремление к одиночеству или к шумной, веселой компании. В зависимости от настроения они думают о будущем в радужном свете или видят его серым и унылым.
Астено-невротический тип
«Главными чертами астено-невротической акцентуации являются повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности».
Подростки с таким складом характера быстро устают от умственных занятий или высоких физических нагрузок. По мере накопления усталости будет расти их раздражительность. Они не склонны сдерживаться, поэтому могут сначала выплеснуть недовольство на тех, кто рядом, а потом раскаиваться.
Для представителей этого психотипа характерна повышенная чувствительность к своим телесным ощущениям, они охотно лечатся, проходят обследования и осмотры. Ипохондричность будет усиливаться на фоне негативных ситуаций (болезней), произошедших с близкими и знакомыми людьми.
«К товарищам тянутся, скучают без их компании, но быстро от них устают и ищут отдыха, одиночества или общения с близким другом».
Сенситивный (сензитивный) тип
Подросткам этого типа акцентуации свойственно сочетание «чрезвычайной впечатлительности», высоких требований к себе и выраженного чувства собственной неполноценности. Наиболее заметно это становится в возрасте 16–19 лет, когда они переходят из школы в другие учебные заведения и сталкиваются с необходимостью активно устанавливать отношения с большим количеством новых людей.
В незнакомом обществе сензитив бывает замкнутым и застенчивым. Если такому подростку покажется, что какими-то своими действиями или словами он выставил себя на посмешище, это способно надолго погрузить его в угнетенное состояние.
Иногда в попытке справиться с ощущением неполноценности подростки бравируют, проявляют показную веселость и общительность, заносчивость, смелость, но, столкнувшись с противодействием или реальной ситуацией, где требуются такие качества, могут спасовать.
Психастенический тип
«Главными чертами психастенического типа характера в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость возникновения обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений».
Это та категория детей, которые изо всех сил стараются соответствовать высоким ожиданиям родителей, чтобы не потерять их любовь, даже если им самим неинтересно то, чем им приходится заниматься.
В качестве психологической защиты от постоянной тревоги они часто выбирают следующие способы:
- специально придуманные приметы и ритуалы;
- особо выработанный формализм и педантизм.
Также возможна реакция гиперкомпенсации, которая нередко проявляется «утрированной решительностью и скоропалительностью действий в моменты и в обстоятельствах, когда требуются именно неторопливая осмотрительность и осторожность. Постигающие вследствие этого неудачи еще более усиливают нерешительность и сомнения».
Шизоидный тип
«Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего, неспособность или нежелание устанавливать контакты, снижение потребности в общении». «Неудачные попытки завязать приятельские отношения, мимозоподобная чувствительность в моменты их поиска, быстрая истощаемость в контакте („не знаю, о чем говорить“) нередко побуждает таких подростков к еще большему уходу в себя».
Увлечения занимают значительное место в жизни подростков шизоидного типа. Иногда интересы настолько увлекают их, что они не испытывают дискомфорта от одиночества. В большинстве случаев это интеллектуально-эстетические хобби (например, чтение книг по определенной теме). Но также можно встретить шизоидов, которые активно занимаются спортом (гимнастикой, плаванием, йогой), стремясь улучшить координацию.
Эпилептоидный тип
Подросток с данным видом акцентуации склонен к периодам злобно-тоскливого настроения, раздражительности, поиску объектов для снятия злости. «Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли», но даже после этого он «долго не может остыть».
«В группе эпилептоидные подростки желают установить свои порядки, всегда выгодные для них самих. Симпатиями они не пользуются, и их власть держится на страхе перед ними». Представители этого психотипа мстительны, стремятся к доминированию над теми, кто младше, слабее, безвольнее и неспособны дать отпор.
«В итоге эпилептоидный тип можно признать одним из самых трудных для социальной адаптации. Тяжелые и выраженные степени психопатий относительно часты, при явных акцентуациях характера подростковый период ознаменован тяжелыми конфликтами, и даже при скрытой акцентуации возможны неожиданные тяжелые эксцессы».
Истероидный тип
«Его главная черта – беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия». Истероид плохо переносит безразличие и равнодушие окружающих. Все остальные его качества питаются этой чертой.
Подросток этого типа может приукрашивать собственную персону, проявлять чрезмерную эмоциональность, граничащую с театральностью и позерством. Склонен подражать поведению модного среди сверстников кумира. Случается, что он прибегает к демонстративному суициду, разыгрывает роль тяжелобольного или наркомана, в качестве способа решить конфликт или проблему в свою пользу.
В группе стремится занять положение лидера. «В порыве, в экстазе, воодушевленные обращенными на них взглядами, они могут повести за собой других, даже проявить безрассудную смелость. Но они всегда оказываются вожаками на час – перед неожиданными трудностями пасуют, друзей легко предают, лишенные восхищенных взоров, сразу теряют весь задор».
Неустойчивый тип
«При сходстве названий „лабильный“ (labile) и „неустойчивый“ (instable) следует указать на то, что первое относится к эмоциональной сфере, а второе – к поведению».
Подросткам неустойчивого типа свойственно нежелание вести трудовую или учебную деятельность. При этом «рано обнаруживается повышенная тяга к развлечениям, удовольствиям, праздности, безделью». «Трудности, испытания, любые неприятности, угроза наказаний – все это вызывает одинаковую реакцию – убежать подальше».
«Неспособные сами занять себя, они очень плохо переносят одиночество и рано тянутся к уличным подростковым группам».
«Слабоволие является, видимо, одной из основных черт неустойчивых. <…> Когда за ними непрерывно следят, не позволяют уклоняться от работы, когда безделье грозит суровым наказанием, а ускользнуть некуда и убежать невозможно, да и вокруг все работают, – они на время смиряются. Но как только контроль ослабевает, они немедленно устремляются в ближайшую „подхо дящую компанию“».
Конформный тип
«Главная черта этого типа – постоянная и чрезмерная конформность к своему непосредственному и привычному окружению».
«…это люди своей среды. Их главное качество, главное жизненное правило – жить „как все“, думать, поступать „как все“, стараться, чтобы все у них было „как у всех“ – от одежды и домашней обстановки до мировоззрения и суждений по животрепещущим вопросам». «Поэтому конформная личность – полностью продукт своей микросреды. В хорошем окружении – это неплохие люди и исполнительные работники. Но, попав в дурную среду, они постепенно усваивают все ее обычаи и привычки, манеры и поведение, как бы это ни противоречило всему предыдущему в их жизни и как бы пагубно ни было».
Подросткам этого типа акцентуации свойственна некритичность к информации. Они могут верить всему, что говорят в признанном ими окружении, даже если новые сведения начинают противоречить старым.
«Одна из самых тяжелых психических травм, которая, по-видимому, для них существует, – это когда привычная подростковая группа почему-то изгоняет их».