Профилирование — процесс составления когнитивно-поведенческого профиля (или, как еще говорят, портрета) личности. Используется для прогнозирования поведения, выявления рисков, выбора стратегии и тактики коммуникации, интервью или проведения опроса. Профилирование использует инструменты целого ряда наук и прикладных сфер деятельности, так или иначе связанных с анализом поведения человека или группы лиц в различных ситуациях. К их числу относятся, например, психология, социология, когнитивистика, психодиагностика, психолингвистика, криминология и многие другие.
Все инструменты имеют внетестовый характер – то есть не предполагают заполнение Объектом тестов, – что позволяет адаптировать их к решению любой задачи, где необходимо комплексное прогнозирование поведения и оценка особенностей мышления.
Для более глубокого понимания целей и задач необходимо уточнить, что профилирование личности основывается на исследовании поведенческого портрета.
Не психологического, а поведенческого!
Многие из нас привыкли к формулировке «психологический портрет», но для целей профайлинга корректнее его назвать «поведенческим». Дело в том, что первый – это набор определенных обособленных характеристик, таких как:
- темперамент;
- интеллект;
- способности;
- эмоциональный интеллект;
- сила воли;
- коммуникабельность;
- самовосприятие;
- и другие, зависящие от используемого метода или тестирования.
Но большинство этих показателей очень динамичны, они могут изменяться с течением времени (может влиять самочувствие, психологическое состояние, жизненные обстоятельства и многое другое). В психологическом портрете эти характеристики описывают личность, как правило, вне контекста – условий, в которых находится человек. Вопрос о том, как человек поведет себя в той или иной ситуации, как правило не рассматривается.
Выполняя психологический тест утром и вечером, можно заметить разные результаты. Причиной тому тому могут быть различные факторы: физическое состояние, качество питания, эмоциональное напряжение или наоборот – радостные события.
Поведенческий портрет выглядит иначе: на первый план выходит не само по себе качество характера или психологическая особенность, а то, как это проявится в тех или иных обстоятельствах, как человек поведет себя в тех или иных условиях. Такой портрет включает в себя и информацию о поведенческих рисках, мотивирующих и демотивирующих факторах, коммуникативных особенностях и многое другое.
Более того, для профилирования одновременно используются несколько методик, а НЕ одна. И работает НЕ один специалист, а несколько.
Именно такой подход позволяет со снайперской точностью создать «инструкцию к коммуникации» с человеком.
«Управлять можно только тем, что можно измерить» (Питер Друкер)
Для формирования профиля личности анализируются многие показатели:
- интеллект (скорость мышления, память, внимательность и др.);
- волевые характеристики;
- биографические данные;
- информация из открытых источников (социальные сети и, в целом, Интернет);
- профессиональные компетенции;
- эмоциональный профиль;
- опционально: химические процессы (иммунитет и биохимические особенности организма оказывают влияние на поведение и мышление);
- работа мимики (ее подвижность, разнообразие и др.);
- жестикуляция (в широком смысле этого слова: руки, позы, положения корпуса + психогеометрические показатели);
- речевая деятельность (интонация, содержание, подача, семантика и др.).
Все это при правильном анализе и понимании методик (а в профилировании, повторимся, никогда не используется одна), позволяющих сформировать «портрет» личности, дает возможность в деталях прогнозировать поведение человека или группы лиц. Чем больше информации учитывается, тем точнее прогноз.
А теперь поговорим о психодиагностике
Это инструмент профилирования, который помогает посредством наблюдения определить характер человека.
Здесь необходимо отдельно сделать ремарку, что
в современной науке не существует ни одной типологии, которая бы смогла в полной мере раскрыть поведенческий портрет человека…
…а споры о том, какая из современных типологий лучше, ведутся до сих пор и скорее всего утихнут не скоро, ведь человек – чрезвычайно сложная и крайне динамичная сущность.
Нельзя жестко и однозначно разделить население земного шара на сколько-то типов: будь то 8, 6, 10, 12, 1574… Однако при профилировании все же используются типологии личности. НО важно понимать, что это не единственный и зачастую не основной инструмент при формировании поведенческого портрета.
Представим человека, выросшего в провинции, который переезжает в большой город, получает образование и работу, поднимается по карьерной лестнице. Если у него хватает дисциплины, терпения, мотивации и других личностных характеристик, он развивает в себе дополнительные необходимые качества, такие как лидерство, стрессоустойчивость, ораторское искусство. Так, в процессе адаптации, человек приобретает различные способности, качества, особенности и, тем самым, дополняет свой поведенческий портрет. Он не становится совершенно другим человеком, не меняет свой психологический тип, но приобретает некоторые особенности в коммуникации, которые нам неплохо бы учитывать в переговорах с ним, чтобы провести их эффективно.
Знание профиля человека еще до начала общения с ним помогает построить стратегию коммуникации, предугадать реакции на задаваемые вопросы, понять, способен ли человек на определенное действие или нет.
Узнать больше об оперативном профилировании, существующих типах личности, а также о том, как составить профиль человека, лучше понимать людей и выстраивать эффективную линию общения, вы сможете на курсе «Поведенческий портрет. Анализ характера человека и прогнозирование его поступков».