Содержание:
- Профилирование личности как метод профайлинга
- Понятие «профилирование личности»
- Психологический портрет личности
- Поведенческий портрет личности
- Как поведенческий портрет помогает бизнесу? Пример из практики НИЦКБ
- Какие задачи позволяет решить поведенческий портрет?
«Профилирование личности как метод профайлинга»
Принято считать, что профайлинг в том виде, в котором мы его знаем сегодня, вырос из попыток составить профиль личности преступников с целью помочь следствию в поиске и прогнозировании действий этих людей. Родоначальником криминалистического профайлинга называют Джеймса Бруссела (James Brussel).
Однако в настоящее время такой подход к зарождению профайлинга перестает быть главенствующим. Впервые описать профиль человека без непосредственного контакта с ним, применяя систематизированные научные знания, попытался Вальтер Лангер (Walter C. Langer). В 1943 году он вместе с коллегами начал работу по разработке психологического портрета Гитлера. Это исследование было предано гласности лишь в 1972 году.
Профилирование – это то ядро, на котором строится весь анализ поведения человека и последующая работа с ним.
Первое упоминание термина «профиль» в контексте составления психологического портрета человека нам удалось найти в работе Г.И. Россолимо «Психологические профили», вышедшей в 1910 году. Быть может, он применялся и ранее.
Как мы писали выше, профайлинг на ранних стадиях развития включал лишь составление психологического профиля (портрета) личности. Более того, сам этот термин произошел от слова profile, что означает «профиль». Со временем профайлинг, являясь прикладной дисциплиной, стал обрастать все большим количеством инструментов, помогающих комплексно решать не только задачи правоохранительных органов, но и проблемы заказчиков из сферы бизнеса.
Разные виды профайлинга (политический, криминалистический, массовый, бизнес-профайлинг) предполагают использование определенных методов. Более того, в рамках одного вида может применяться различный инструментарий в зависимости от конкретного момента работы. В качестве примера можно привести применение криминалистического профилирования на разных стадиях расследования уголовных дел. Так, криминолог, криминалист и автор множества работ по криминалистическому профайлингу Брент Терви (Brent Turvey) выделяет два набора методик, применяемых в профайлинге в зависимости от того, на каком этапе они применяются:
- до поимки преступника: для составления его портрета и для поиска;
- после поимки преступника: для применения при опросах и допросах.
Подробно историю профайлинга мы рассматриваем в докладе «Профайлинг: история, исследования, практика», а в этой статье остановимся на том, что подразумевается под понятием «профилирование личности», а также объясним разницу между психологическим и поведенческим портретом.
Понятие «профилирование личности»
Итак, в профайлинге профилированием мы называем процесс составления поведенческого портрета личности. Для этого используются методы и знания целого ряда наук и прикладных сфер деятельности, так или иначе связанных с анализом поведения человека или группы лиц в различных ситуациях. К их числу относятся психология, социология, когнитивистика, психодиагностика, психолингвистика, криминология, этология, антропология и многие другие. Важно отметить, что в профилировании одновременно используется НЕ одна, а несколько методик.
Известный отечественный ученый Николай Митрофанович Ракитянский так пишет о междисциплинарном характере профилирования: «Психологический портрет находится в фокусе различных дисциплин, изучающих феномен человека, и на пересечении различных сфер социальной, экономической, политической и других видов деятельности людей. В связи с этим портретологический подход позволяет рассматривать психологический портрет как междисциплинарное средство целостного изучения личности при ведущей роли психологической науки. Он требует при построении психологического портрета объединения в едином подходе теоретических, методологических и методических возможностей наук о человеке».
Корректный анализ и понимание методик, позволяющих сформировать «портрет» личности, позволяет в деталях изучить и спрогнозировать поведение человека или группы лиц. Чем больше информации учитывается, тем точнее прогноз.
Мы в своей работе стараемся использовать для анализа максимально доступное количество информации о человеке:
- изучаем его биографические данные, которые либо получаем от заказчика, либо добываем сами путем поиска и анализа сведений из открытых источников;
- анализируем доступные следы его речевой деятельности (выступления, статьи) с обязательной верификацией уровня авторства (над выступлением могут работать спичрайтеры, а над статьей или книгой – редакторы);
- наблюдаем во время беседы за поведением, в частности за мимикой (ее подвижностью и разнообразием), жестикуляцией, речью и другими проявлениями.
В процессе изучения оцениваются личностные качества, профессиональные, интеллектуальные, волевые и иные критерии, в зависимости от поставленной задачи.
Необходимо отметить, что одним из распространенных методов, которые используют психологи для составления психологического портрета, является применение различных тестов и опросников. Мы в своей работе не берем на вооружение тестовые методы по нескольким причинам.
1. Из-за доступности информации многие люди научились давать «правильные» ответы на такие тесты, чтобы получить желаемый результат.
2. Даже если человек будет отвечать искренне, можно заметить, как отличаются результаты в зависимости от разных факторов: настроения, физического состояния, событий, которые происходили непосредственно перед заполнением анкет (радостные они были или печальные).
Также стоит отметить, что над профилем человека должен работать НЕ один специалист, а несколько. Именно такой подход позволит комплексно оценить личность индивида, выявить риски, спрогнозировать его поведение, создать «инструкцию к коммуникации», выбрать подходящую стратегию и тактику коммуникации при проведении интервью или опроса.
Результатом профилирования является психологический или поведенческий портрет человека. Давайте разберемся, в чем заключается различие между двумя этими терминами.
Психологический портрет личности
Понятие «психологический портрет» достаточно распространено и используется в науке довольно давно. На Западе оно зародилось в середине XIX века благодаря таким исследователям, как Томас Карлейль, Шарль Огюстен де Сент-Бёв и Ипполит Тэн. Они анализировали психологические черты выдающихся исторических фигур: Александра Македонского, Наполеона I, Генриха VIII, Бисмарка и других.
В России становление психологического портретирования связано с именем Василия Осиповича Ключевского, который обратился к этому направлению во второй половине XIX века. Другие российские исследователи, например Владимир Федорович Чиж, подхватили эту идею, выпустив ряд публикаций, в которых предпринимались попытки описать особенности личности самых влиятельных и известных людей государства. Однако после гражданской войны подобные исследования были запрещены. Только в 1980-х годах отечественных специалистов вновь стали привлекать к составлению психологических портретов, на этот раз международных политических деятелей.
Проанализировав некоторое количество источников, мы пришли к выводу, что можно выделить два вида определений понятия «психологический портрет»:
- говорящие только о психологических качествах;
- учитывающие необходимость последующего практического применения выявленных психологических качеств.
В первом случае под психологическим портретом понимается набор различных качеств человека, но отсутствует прогноз и моделирование его поведения в зависимости от обстоятельств. На наш взгляд, практической пользы в этом мало.
Во втором в психологический портрет включено описание проявления психологических характеристик в различных (или заранее заданных) обстоятельствах.
Достаточно полно второй подход отражен в работах Н.М. Ракитянского, посвященных профилированию политических деятелей. Как отмечает исследователь, при моделировании психологического портрета личности политика необходимо, чтобы была обозначена конкретная задача, для решения которой этот портрет может использоваться. Например: понять, чего можно ожидать от этого человека, как с ним выстраивать коммуникацию. Иногда сами лидеры хотят узнать свои слабые места, чтобы нивелировать их и т. д.
«Психологический портрет личности политического деятеля по своей природе контекстуален, он всегда создается на фоне среды, окружения, обстановки, контекста. Портрет существует в определенном физическом, социальном, психологическом и политическом пространстве, он связан с этими пространствами и имплицитно или эксплицитно включает в себя эти пространства и отражает их».
Для этого, по мнению Ракитянского, нужно использовать системный подход к анализу полученной информации о человеке, в том числе выявление интересов, потребностей и мотивов, которые являются частью социальной структуры личности. Это позволяет увидеть не только отдельные характеристики личности, но и то, как они сочетаются и взаимодействуют друг с другом.
«В реальной практике процесс составления психологического портрета политика представляет собой последовательное выдвижение ряда диагностических гипотез с последующей их верификацией. В связи с этим мы считаем, что психологический портрет необходимо рассматривать как динамический результат сложного интеллектуального процесса анализа, формирования и объединения представлений и различных точек зрения по поводу личности конкретного политика. Подготовленный таким образом психологический портрет имеет вероятностный характер и представляет собой диагноз-гипотезу, которая на момент составления способствует решению конкретных задач».
Таким образом, подход, описанный Ракитянским, очень близок к тому, что мы подразумеваем под понятием «поведенческий портрет личности».
Поведенческий портрет личности
Джеррольд Пост писал: «Цель состоит в том, чтобы выявить повторяющиеся модели поведения. Таким образом, прогнозирование будущего поведения часто основано на наблюдениях за прошлыми реакциями индивида в аналогичных обстоятельствах».
И в этом контексте было бы целесообразно ввести термин «поведенческий портрет», понимая под ним набор характерных для личности устойчивых поведенческих моделей, проявляющихся в конкретных условиях.
Термин «поведенческий портрет», на наш взгляд, дополняет понятие «психологический портрет», позволяя сконцентрировать внимание на том, как те или иные качества человека будут проявляться в конкретных ситуациях. Причем эти термины в прикладном (практикоориентированном) смысле не противоречат друг другу. Оба портрета имеют междисциплинарный характер и требуют комплексного подхода при составлении, однако отличаются фокусом внимания: на психологических чертах или устойчивых моделях поведения.
Как поведенческий портрет помогает бизнесу? Пример из практики НИЦКБ
Перед нами стояла задача проверить популярный инвестпроект, который наш заказчик рассматривал для вложения денег. Компания закупала большое количество оборудования и сдавала его в аренду под проценты. Выручка делилась между компанией и инвесторами. Подробное описание кейса можно почитать на нашем сайте, а здесь мы хотели бы остановиться на личности руководителя.
Это был очень обаятельный и харизматичный молодой человек. Наблюдая за тем, как он увлеченно рассказывает о своей идее и полученных на тот момент результатах, мы понимали всех тех инвесторов, которые уже вложились в проект. Он был очень воодушевлен и убедителен.
Но за этим фасадом прятались и менее привлекательные стороны характера. Руководитель был невнимателен к деталям, не считал нужным предусматривать риски, а когда кто-то задавал неудобные вопросы или подвергал его идеи сомнению, раздражался и вел себя высокомерно. Он не умел выстраивать долгосрочные взаимоотношения с командой, через некоторое время плотного сотрудничества люди начинали замечать его эгоцентризм и раздутое чувство собственного величия, а затем отказывались с ним работать. Вдобавок, из-за этих качеств он был склонен не делать выбор в пользу профессионализма сотрудников, предпочитая тех, кто умело подстраивался и восхищался им.
Мы понимали, что такие личностные характеристики в дальнейшем обязательно плохо отразятся на бизнесе. И более того, при негативном сценарии мы прогнозировали, что этот бизнесмен не возместит ущерб инвесторам, потому что он не собирается брать на себя ответственность за ошибки и не будет испытывать вину перед пострадавшими от его действий.
После того как мы объяснили все это нашему заказчику, в совокупности с оценкой результатов аудита самого проекта, он решил не вкладываться. А спустя три месяца Интернет захватила новость о том, что тот стартап развалился и все инвесторы потеряли свои вложения. Руководитель отказался возвращать деньги, обосновывая это тем, что бизнес – это риск, и ответственность лежит на инвесторах.
Какие задачи позволяет решить поведенческий портрет?
Итак, на приведенном выше примере мы проиллюстрировали, как понимание профиля личности позволяет прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Подобный подход может использоваться для решения разных задач, в которых так или иначе задействован человеческий фактор.
Об этом пишет и Ракитянский: «К использованию психологических портретов прибегают субъекты политического процесса, хозяйствующие субъекты, врачи, в том числе и психиатры, СМИ, дипломаты, военные, правоохранительные ведомства, спецслужбы, в частности подразделения по борьбе с терроризмом. В повседневной социальной и производственной практике психологический портрет и его возможности активно используются для подбора, аттестации, подготовки кадров и работы с ними, а также для решения других задач».
Мы не будем останавливаться на том, как профилирование личности используется в правоохранительных органах, а рассмотрим его в контексте бизнеса. Перечислим наиболее частые запросы, с которыми нам приходится сталкиваться.
Переговоры и решение конфликтов. Понимание особенностей личности собеседника еще до начала общения с ним помогает построить стратегию коммуникации, предугадать реакции на задаваемые вопросы, понять его мотивы, способность и намерение выполнять договоренности.
Проверка действующего сотрудника или кандидата на должность. Поведенческий профиль дает руководителю возможность понять, чего ожидать от сотрудника в разных ситуациях, насколько он благонадежен, конфликтен ли, соответствуют ли его личностные качества профилю должности, какие у него сильные и слабые качества, что его мотивирует, и другие поведенческие особенности.
Проведение корпоративных расследований. Поведенческий портрет помогает определить возможные мотивы, по которым человек может совершить противоправные действия, и спрогнозировать его действия с учетом разных вариантов развития событий.