Фрагмент из книги Крейдлина Г.Е. «Невербальная семиотика»
Если иллюстраторы — это движения, которые выделяют и изображают то, что вербализовано, и напрямую связаны с речью, то регуляторами являются движения, устанавливающие, поддерживающие и регулирующие диалог, причем как вербальный, так и невербальный. Примерами регулятивных жестов являются некоторые кивки, мимические аналоги кивков типа закрывание и открывание глаз, мелкие движения типа смены поз и некоторые определенным образом ориентированные движения тела. Регуляторы не коммуникативны в том смысле, что обычно не осознаются собеседниками и не контролируются ими осознанно, но они и информативны и интерактивны, то есть применяются в ситуации взаимодействия.
Регуляторы тесно связаны с социальной группой, с этносом и культурой, к которым принадлежит жестикулирующий (например, итальянцы, слушающие своего собеседника и желающие, чтобы говорящий остановился и дал им возможность хоть что-то сказать самим, часто просто хватают его за руку). Психолог Альберт Шефлен посвятил структурному и функциональному анализу регулятивных (а также других) жестов серию работ (см. Шефлен 1963; Шефлен 1964; Шефлен 1972). Он же впервые выделил следующие три типа регуляторов:
(а) точки (points) — отдельные движения головы, шеи, глаз и рук, а также позы, обычно встречающиеся после словесных фраз собеседника;
(б) позиции (positions) — жестовые конфигурации и комплексы (например, контакт глаз и движение корпусом), состоящие из ряда точек и обозначающие различные отношения, возникшие или проявившиеся в диалоге;
(в) представления (presentations) — самые крупные жестовые конфигурации вместе с их параметрами, формирующие сложные комплексы движений, которые совершаются в интерактивном акте.
По А. Шефлену, представления включают в себя совокупность единиц и кинетических признаков:
— позиции;
— расстояния между собеседниками, определяющие степень близости или степень интимности отношений между ними;
— позы, указывающие на социальный статус человека или на его роль в данном коммуникативном акте;
— ориентации тел, определяющие характер и тип коммуникативного взаимодействия, в частности происходит ли вместе с сообщением передача адресату испытываемых жестикулирующим эмоций или к нему от жестикулирующего поступает некая «безличная» информация.
Узнать больше о значении жестов и жестикуляции как таковой, а также о том, какие жесты наиболее эффективны в той или иной ситуации, какая мимика появляется на лице человека в зависимости от испытываемых им переживаний, вы сможете из материалов раздела «Охотники за поведением».