
В процессе общения мы постоянно жестикулируем – зачастую даже не замечая этого. Руки, голова, туловище и ноги сами вовлекаются в передачу информации, и нередко рассказывают о нас больше, чем произнесенные фразы. Чтобы понять, как работает этот «второй язык», важно знать его основы. В этой статье мы разбираем что такое жесты, какие виды жестов бывают, и как развивалось их изучение.
Что такое жесты?
В современном русском языке слово «жест» означает демонстративное выразительное движение человеческого тела, сигнализирующее о чем-то. Е. П. Ильин в своей книге «Психология общения» дает следующее определение:
«Жесты – это движения тела (или некоторой его части), используемые для передачи мысли, намерения или чувства».
Чаще всего в процессе коммуникации мы жестикулируем с помощью рук, но лицо, голова, корпус и ноги тоже могут быть задействованы. Например, можно сказать: «Пойдем туда» – и показать направление рукой, а можно произнести те же слова и кивнуть в нужную сторону.
Изучением языка жестов занимается кинесика – научная дисциплина, появившаяся в середине XX века благодаря работам антрополога Рэя Бердвистелла. Кроме жестикуляции, кинесика исследует все проявления невербального поведения: мимику (движения мышц лица), пантомимику (движения всего тела), вокальную мимику (интонацию, тембр, ритм голоса) и пространственный рисунок (расположение, направление и динамику движений в пространстве).
Почему важно понимать язык телодвижений?
Жесты – важный источник информации о человеке, его внутреннем мире и происходящих с ним событиях. Например, если кто-то рассказывает: «Я вчера вышел из квартиры, спустился и поехал», то при простом прослушивании можно уловить только общую информацию. Но если вам удалось понаблюдать за движениями рассказчика, то, скорее всего, вы получили куда больше информации: он запер дверь на два замка, спускался не на лифте, а по лестнице, ехал не общественным транспортом, а на автомобиле, которым сам управлял.
Е. П. Ильин подытоживает значение жестов следующими пунктами:
В работе профайлера, помимо уже описанной выше информации, анализ невербального поведения дает важный дополнительный бонус: если знать, куда смотреть и на что обращать внимание, можно заметить признаки неискренности собеседника. Объясним, почему это возможно.
Речь – самое привычное и простое средство передачи информации. Поэтому люди привыкли лучше контролировать то, что произносят, и больше доверять словам, а вот сигналам тела не придают значения. Именно этим они нередко себя выдают, когда жесты противоречат сказанному.
Состояния человека условно делятся на две группы: комфорт (удовлетворение, радость, расслабленность) и дискомфорт (неудовольствие, стресс, беспокойство, напряжение). Если в ходе общения кто-то внезапно становится нервным, это сигнал: в ситуации появилось нечто неприятное или тревожное. Однако важно помнить, что стресс не всегда означает обман. Ложь действительно вызывает внутреннее напряжение, но не всякое напряжение связано с ложью. Чтобы понять истинную причину дискомфорта, нужно задавать уточняющие вопросы и продолжать наблюдение.
При этом важно помнить, что не существует ни одного жеста, который можно истолковать однозначно. Так называемые «словари жестов», где каждому движению приписывается точная интерпретация, не имеют научного обоснования. Современные исследователи считают такой подход непродуктивным, ведь один и тот же жест в зависимости от контекста, культурных и индивидуальных особенностей человека может выражать совершенно разные смыслы.
Краткая история изучения жестов

Античность и Средневековье
Еще в Древней Греции и Риме невербальным сигналам придавали особое значение. Осанка, взгляд, положение рук трактовались как признаки воспитанности, статуса и даже наличия моральных качеств. Например, на протяжении многих веков считалось, что если человек в чьем-то присутствии чешет себе голову или теребит одежду, то тем самым он выказывает пренебрежение к собеседнику. У римлян жест большого пальца вверх или вниз означал одобрение или приговор гладиатору.
Первые научные труды (XVII–XIX вв.)
В 1644 г. Джон Балвер опубликовал труд «Хирология, или естественный язык руки», где впервые предложил рассматривать жест как риторический инструмент. Фрэнсис Бэкон выдвинул идею отдельной науки о жестах. В конце XIX века к теме обратились антропологи и психологи.
Становление научной дисциплины (XX в.)
В России интерес к «языку тела» обозначили работы С. М. Волконского (1913), а также И. А. Соболевского (1939), предложившего собственную «грамматику» кинетической речи. Американский исследователь Дэвид Эфрон (1941) первым системно классифицировал жесты:
- употребляемые совместно с речью (идеографические, указательные, изобразительные, «дирижирующие»);
- символические («эмблемы»).
Он показал зависимость жестов от культуры, опровергнув популярные тогда расовые теории.
Расширение исследований и формирование кинесики (1950–1970-е)
Антрополог Рэй Бердвистелл в 1952 году издал монографию «Введение в кинесику», а Эдвард Холл в 1959-м опубликовал книгу «Немой язык». Эти исследователи ввели термины «кинесика» и «проксемика», применили лингвистический подход к невербальным явлениям.
В это время выходят знаковые работы: совместный труд Юргена Руша и Уэлдона Киса о невербальной коммуникации (1956), исследования Маслоу и Минца о влиянии среды (1956), труды Пола Экмана и Уоллеса Фризена о классификации невербального поведения (1969). Роберт Розенталь (1966) доказал, что невербальные сигналы учителей и экспериментаторов влияют на результаты обучения и исследований.
Популяризация (1970–1990-е)
Бестселлер Джулиуса Фаста «Язык тела» (1970) пробудил массовый интерес, но упростил научные выводы, породив мифы о «чтении мыслей». Параллельно академические исследования (П. Экман, А. Меграбян, Б. Аргайл, Э. Монтегю) уточняли роль невербального поведения в реальном взаимодействии, учитывая контекст и связь с вербальной речью.
Отдельно стоит отметить вклад Десмонда Морриса – британского зоолога, этолога и популяризатора науки. В книге Bodytalk: A World Guide to Gestures (часто переиздается под названием «Библия языка телодвижений») он собрал и описал более шестисот жестов из разных стран мира. Моррис не просто перечислил примеры: он классифицировал жесты по смыслу, происхождению и культурному контексту, показал, как одно и то же движение может иметь разное значение в разных культурах.
Современный этап
К концу XX века ученые перешли от изучения отдельных сигналов к анализу их комплекса в динамике живого общения, с учетом влияния технологий и медиасреды.
Классификация жестов
На сегодняшний день рассмотрено множество типов жестов. В данной статье мы остановимся на типологии, предложенной Полом Экманом и Уоллесом Фризеном (1972), с некоторыми нашими дополнениями.
Иллюстраторы
Иллюстраторы – это жесты, которые сопровождают речь, делают ее более выразительной и понятной. Г. Е. Крейдлин отмечал:
«Иллюстраторы вносят значительный вклад в смысловую, синтаксическую, прагматическую и изобразительную составляющую коммуникативного акта и устного рассказа».
Способов иллюстрирования множество. Можно выделять важное слово движением руки, словно подчеркивая его в тексте; «дирижировать» рассказом, проводя рукой в воздухе воображаемую линию; изображать форму или размер предмета; повторять жестами описываемые действия. Чаще всего при этом задействованы руки, но иллюстраторами могут быть и движения бровей, век, головы, верхней части корпуса. Например, рассказывая о крупной сделке, собеседник говорит: «Проценты от сделки были огромными» – и тут же разводит руки в стороны, показывая масштаб. Наличие таких жестов чаще всего указывает на то, что человек расслаблен и не пытается контролировать свои телодвижения, а значит, с большой долей вероятности говорит искренне.
Отношение общества к подобной жестикуляции менялось на протяжении веков. Когда-то богатая жестикуляция считалась признаком утонченности, принадлежности к высшему классу, а в иные периоды ее расценивали как проявление простоватости. Дэвид Эфрон в книге «Жест и окружение» показал, что характер иллюстраторов не является врожденным, а формируется в процессе социализации. Представители разных культур не только используют разные виды жестов, сама степень их выраженности не одинакова: кто-то жестикулирует минимально, другие – очень активно. Даже внутри одной культуры отдельные личности демонстрируют собственный, уникальный стиль иллюстрирующих движений.
Эмблемы

Жесты-эмблемы занимают особое место среди невербальных сигналов. Они обладают двойственной природой: с одной стороны, это жесты, с другой – полноценные знаки языка, которые можно использовать вместо слов. Поэтому их рассматривают как специфические коммуникативные единицы, характерные для той или иной культуры.
Во многих странах значения некоторых эмблем сходны. Так, пожатие плечами выражает: «не знаю», «ничего не могу сделать», «не понимаю», «какая разница?». Ладонь, приставленная к уху, – просьба говорить громче. Но есть и культурные различия. Например, в России движение головой из стороны в сторону означает отрицание, а в Болгарии, напротив, согласие. Постукивание пальцем по виску в нашей стране трактуется как «ты что, ненормальный?», тогда как в Дании это, наоборот, комплимент уму и сообразительности. В формировании эмблем чаще всего участвуют руки, но не всегда: сморщенный нос может означать «мне это отвратительно!» или «фу, воняет!».
В отличие от большинства жестов, смысл которых становится понятен только в сочетании со словами, эмблемы обладают самостоятельным конкретным значением. Их используют там, где слова неуместны или не нужны, и чаще всего показывают осознанно: человек точно знает, какое сообщение хочет передать. Но так же, как и в речи случаются оговорки, возможны «промахи» в языке тела. Бывает, что непроизвольная эмблема выдает то, что человек хотел бы скрыть. Например, он сообщает какой-то факт, говоря, что он в нем уверен, а при этом его правое или левое плечо слегка приподымается. Экман называет это эмблематической оговоркой.
Адаптеры
Адаптеры – это жесты, которые помогают снизить ощущение внутреннего напряжения. Потирание ладоней, прикосновения к лицу, верчение ручки или карандаша, напряженная поза – все эти движения свидетельствуют о том, что человек пытается вернуть себе спокойствие. Все мы родом из детства. Когда нам было плохо или некомфортно, нас обнимали и успокаивали близкие. По мере взросления руки любимой мамы мы стали заменять своими руками, поэтому в случае стресса начинаем прикасаться к себе. Основная задача жестов самоуспокоения – обрести душевное равновесие. Это не признак лжи, а попытка взять эмоции под контроль. Важен не сам жест, а вопрос: почему именно сейчас понадобилось себя успокаивать?
Пол Экман и Уоллес Фризен в статье The Repertoire of Nonverbal Behavior: Categories, Origins, Usage, and Coding («Репертуар невербального поведения: категории, происхождение, использование и кодирование») отмечали, что такие движения почти всегда неосознанны. Они делятся на три группы: самоадаптеры – прикосновения к себе (почесывание головы, поглаживание подбородка), объектные – манипуляции с предметами (крутить кольцо, мять бумагу) и направленные на других – например, поправить собеседнику воротник. В отличие от иллюстраторов или эмблем, адаптеры – это не «язык знаков», а отражение внутреннего состояния человека.
Регуляторы
Регуляторы – это жесты, которые управляют ходом разговора и помогают собеседникам без слов согласовывать, когда начинать, продолжать, делать паузу или завершать высказывание. К ним относятся кивки, подтверждающие нашу включенность в беседу или побуждающие говорить дальше; взгляд, которым мы словно приглашаем партнера к ответу; легкое движение руки или корпуса, обозначающее готовность вступить в речь или передать «ход» другому.
Как отмечает Г. Е. Крейдлин, эти сигналы обычно не осознаются и не контролируются, но остаются информативными и интерактивными. Они зависят от культурных традиций: например, итальянцы, желая прервать чересчур говорливого собеседника, могут просто взять его за руку. Экман и Фризен подчеркивают: без регуляторов беседа стала бы прерывистой и плохо управляемой – именно они поддерживают ритм и структуру общения.
Аффективные жесты
Аффективные жесты – это жесты и другие элементы невербального поведения, которые непосредственно выражают эмоциональное состояние человека. По Экману и Фризену, их главная задача – не передача смысла, а демонстрация чувств. Основной канал – мимика, но позы, движения рук и корпуса тоже могут отражать эмоциональное состояние. Базовые выражения эмоций во многом универсальны и понятны людям разных культур, хотя социальные нормы могут требовать большей или меньшей сдержанности. В отличие от регуляторов и иллюстраторов, такие проявления возникают спонтанно и становятся самым надежным источником сведений о переживаниях человека «здесь и сейчас».
Итак, жесты – это не просто привычное дополнение к словам, но полноценная часть коммуникации, со своими правилами и нюансами. В деловой среде умение видеть и учитывать язык тела помогает точнее понимать собеседника, выражать эмоции и регулировать диалог. В повседневном общении эти навыки делают контакт более осознанным: мы лучше чувствуем эмоции близких, улавливаем нюансы отношений, которые не выражают словами. При этом важно помнить: ни один жест не имеет единственного, универсального значения. Его смысл рождается из контекста – культуры, ситуации, личных особенностей собеседника. Для тех, кто работает с людьми, умение видеть и правильно трактовать невербальные сигналы – это не способ «читать мысли», а инструмент для более точного, уважительного и осознанного взаимодействия.