Эмоции — особый класс психофизиологических процессов и состояний, связанных с потребностями, отражающих значимость действующих на индивида явлений и ситуаций в форме непосредственных субъективных переживаний (радость, печаль, гнев и другие).
Иначе говоря, эмоции — это реакция организма на изменения в окружающей среде или внутри самого человека. Это динамическая система, тонко реагирующая на изменения каждой ее составляющей. Некоторые эмоции могут гасить другие, вступать во взаимодействие, сливаясь в новые эмоциональные и чувственные состояния, такие как радость и гнев, страх, печаль и другие.
Понимание того, что из себя представляют эмоции, и что их вызывает, способствует более осознанному пониманию собственных эмоций и может помочь в их управлении и контроле.
Эмоция радости
Эмоция радости – одна из важнейших эмоций организма, играющая значимую роль в процессе поведения и мотивации, а также в процессе формирования целостного восприятия мира. Эмоция радости выступает в роли подкрепления, которое заставляет нас повторять те действия, которые приводят к этому состоянию радости. «Вырабатывается» радость в те моменты, когда происходит удовлетворение потребностей нашего организма.
Потребности организма условно можно разделить на три основные группы: витальные, социальные и потребности саморазвития.
Витальные потребности включают в себя все жизненно важные и необходимые личностные потребности: потребность в пище, воде, безопасности, сне, уходе за телом и прочие. Социальные потребности включают в себя потребности, направленные на социальное взаимодействие: поведение, направленное на продолжение рода, территориальное и иерархическое поведение и т.д. Потребности группы саморазвития направлены в будущее, и именно сюда входят потребности в изучении нового, в достижении свободы, в повторении за другими и прочие.
При удовлетворении любой из потребностей мы испытываем положительные эмоции. А процесс нарастания потребности или совершение действий, которые в конечном итоге не привели к ожидаемому эффекту, сопровождаются негативными эмоциями. Мы радуемся, когда едим, когда нас хвалят, когда узнаём что-то новое.
Структурами головного мозга, играющими основную роль в процессе положительных эмоций, являются вентральная покрышка среднего мозга (структура ствола мозга), где и зарождаются положительные эмоции, прилежащее ядро прозрачной перегородки (структура, входящая в лимбическую систему) и гипоталамус (структура промежуточного мозга, так же относящаяся к стволу мозга), отвечающий за большинство наших потребностей. Помимо этого, существует и ряд других структур, участвующих в процессе положительных эмоций, таких как голубое пятно, черная субстанция, поясная извилина и другие. Главными нейромедиаторами в этом процессе выступают дофамин, норадреналин и серотонин.
Эмоция печали
Печаль по важности равна эмоции радости. Печаль сообщает нам о многих проблемах, связанных с потребностями и поведением. Если наши действия не привели к тому результату, что мы ожидали, то происходит запуск негативных эмоций, которые позволяют произвести корректировку или вовсе изменить поведенческую программу. В этом процессе участвует поясная извилина – область лимбической системы, ответственная за сравнение ожидаемых и реальных результатов нашего поведения.
Кроме того, печаль выступает в роли эмоции, сигнализирующей нам об активации и нарастании потребностей. Если мы долгое время находимся без еды или близких нам людей, мы начинаем испытывать печаль, поскольку потребность в пище или потребность в социальном взаимодействии не удовлетворяются. Продолжительное нахождение в этом состоянии может привести к более серьезному психоэмоциональному состоянию – депрессии.
Эмоции страха и гнева
Основные защитные эмоции организма — это страх и гнев (агрессия). Страх – состояние, связанное со срабатыванием центров пассивно-оборонительного поведения (бегства), агрессия же – состояние, связанное со срабатыванием центров активно-оборонительного поведения (нападения).
Когда мы попадаем в ситуацию, требующую защитного поведения, происходит активация центров пассивно-оборонительной потребности, за счёт чего организм начинает готовиться к бегству. Если же, во избежание опасной ситуации, бегства недостаточно или оно невозможно, то головной мозг включает центры активно-оборонительной потребности и организм переходит в состояние подготовленности к схватке. Оба этих процесса, несут в себе серьёзные гормональные и психофизические изменения – происходит большой выброс кортизола, норадреналина, адреналина, и прочих веществ.
Эмоции страха и гнева сопровождаются стрессом. Стресс — это реакция организма на сильное воздействие (как физическое, так и психологическое), а также соответствующее состояние нервной системы и организма в целом. Источником стресса является информация из коры больших полушарий о приближении (или непосредственном наступлении) потенциально значимой (не обязательно опасной) ситуации. Также источником стресса являются неудовлетворение потребностей и недостаток ресурсов (голод, жажда, отсутствие свободы). Именно отсюда берут свои корни эмоциональные проявления гнева и страха. При этом данные эмоции требуют больших ресурсных затрат организма, поэтому долгое нахождение в состоянии стресса, страха или гнева оказывает разрушающее воздействие на организм человека.
Эмоция отвращения
Отвращение, пожалуй, является одной из немногих поведенческих реакций, берущих свои истоки в процессе обучения и накопления жизненного опыта. Отвращение выступает в роли «мягкой» защитной реакции, основывающейся на уже пережитом негативном опыте, и выступает в виде реакции на не представляющие непосредственной опасности стимулы.
Поясним на примере. Если вы любите шоколад, то, поедая его, вы будете испытывать радость. Если же вы его переедите и вам станет плохо, то одно лишь последующее упоминание о шоколаде будет вызывать у вас отвращение к нему.
Вместе с тем отвращение проявляется и на многие менее очевидные стимулы, например, яркое солнце, бьющее в глаза, неприятный запах, горький вкус, идеологические или поведенческие проявления субъектов, идущие в разрез с личностными системами ценностей, и другие. За каждой из этих реакций будет стоять своя «предыстория» в виде негативного опыта.
Эмоция удивления
Последняя эмоция, описать которую можно всего лишь в нескольких словах – реакция на новизну. Она имеет непосредственное отношение к центрам потребностей саморазвития: каждый раз, получая или узнавая что-то неожиданно новое, мы проходим через эту эмоцию.
В заключение отметим, что эмоции играют важную роль в жизни человека и сами по себе являются некоего рода красками, из которых состоит радуга. Если бы мы потеряли из нашего поведенческого арсенала какую-либо эмоцию, то мы бы стали внутренне скуднее, а мир — чуточку серее. Если вам грустно – попробуйте понять причину вашей грусти. Возможно, не удовлетворена одна из ваших основных потребностей: если вы чувствуете, что вас переполняет страх или гнев, постарайтесь сменить обстановку и успокоиться, ведь вам наверняка не нужны проблемы со здоровьем!
И главное – никогда не забывайте основное правило грамотного и успешного мышления – искать и понимать причины тех или иных явлений вокруг или внутри нас.
Автор — специалист АНО НИЦКБ Александр Роков