Прозвание «серый кардинал» иногда ошибочно приписывают Ришелье. В действительности же впервые его получил отец Жозеф, монах-капуцин и правая рука знаменитого красного кардинала. Их совместная мечта – сделать Францию самой великой страной в Европе – привела к колоссальным изменениям в политической и культурной жизни французов. В последующие столетия Франция действительно стала центром Европы, образцом для подражания, местом, куда стекались лучшие умы.
Инструменты психобиографии позволяют предположить некоторые особенности личности путем использования различных исторических данных и источников. В этой статье мы обратимся к аспектам биографии отца Жозефа, описанной в книге О. Хаксли «Серое преосвященство: этюд о религии и политике» (перев. В. Голышева и Г. Дашевского), и через них попробуем обрисовать черты его характера. Важно также принять во внимание, что при оценке исторической личности необходимо учитывать контекст эпохи и специфику развития общества того времени.
Отец Жозеф – один из ярких представителей идейного типа личности (психотипа). Это человек, который готов безоглядно следовать своей идее, принося в жертву других, поскольку для него цель оправдывает средства.
Франсуа Леклер дю Трамбле – таково настоящее имя отца Жозефа – родился 4 ноября 1577 года. С детства он отличался поразительным самообладанием и сдержанностью не только в словах, но и в поступках.
Особенность мышления идейного профиля – застревание на каких-либо идеях
Для Франсуа это была религия и идея о собственном великом предназначении. В возрасте восьми лет он, будучи развитым и хорошо образованным мальчиком, попросил отправить его в школу-интернат, поскольку решил, что мать его балует. Там у него появился друг – Пьер де Берюлль. В то время как «остальные ребята играют в мяч и обмениваются глупыми шутками», эти двое будущих богословов «серьезно и страстно… обсуждают глубочайшие проблемы метафизики и религии».
В подростковом возрасте, когда физиология заявила о себе, духовные искания Франсуа вступили в конфликт с увлечением красивой девочкой. Далее последовали четыре месяца мучительной борьбы между чувствами и виной за то, что плотские переживания отдаляют его от божественного.
Франсуа переборол себя, остался верен своим ценностям и возненавидел все, что хотя бы отдаленно связано с отношениями между полами, сохранив эту установку на всю жизнь.
Идейный психотип слабо поддается внушению
Мать Франсуа очень не хотела, чтобы он стал монахом. Она мечтала для сына о блестящей военной или административной карьере. Несколько месяцев длилось их противостояние, но молодой человек все же сумел настоять на своем. В результате женщина превратилась в его сторонницу, оставила светский образ жизни и ушла в религию.
Внешний вид идейного отражает его идею
«Монах шел, подвязав рясу, и голые ноги его были заляпаны грязью до колен… Это было лицо человека средних лет, обветренное, худое от тягот, которым он обрек себя сам, морщинистое и усталое от постоянной работы ума… Длинная, неухоженная рыжеватая борода, уже с проседью, скрывала щеки и подбородок… Босой – сандалии он снял и нес в руке – монах шел по грязи… Он остановился и больше минуты стоял посреди дороги, закрыв лицо руками. Губы его шевелились, он молился о прощении.
Он зашагал дальше в покаянном настроении…»
Собственно сама метафора «серый кардинал» родилась благодаря внешнему виду и цвету мантии отца Жозефа.
Идейный умеет убеждать, всегда говорит по делу. Его речь выразительная и сильная
Отец Жозеф был прекрасным оратором, послушать которого собирались целые толпы. Он искусно пользовался своим даром ритора, общаясь с королевскими особами и другими представителями власти. Жозеф получил прекрасное для своего времени образование, благодаря чему всегда оставался в курсе актуальной повестки. Ришелье часто использовал таланты серого кардинала в дипломатических целях.
Вижу цель, не вижу препятствий
Отец Жозеф верил, что его предназначение – сделать Францию великой державой. К этой цели он шел много лет. Важно учитывать, что этот человек не имел громкого официального титула, а свои полномочия приобрел благодаря опыту, уму и харизме. Также он был представителем капуцинов, чей монашеский обет подразумевал весьма жесткие ограничения. Например, им было запрещено передвигаться верхом, что создавало ряд специфический трудностей, да и сам образ жизни членов ордена не предполагал излишеств.
Одна из первоначальных идей серого кардинала – осуществить европейский крестовый поход за освобождение Иерусалима. Он инициировал переговоры и заручился поддержкой папы Римского. Вот только европейские правители не хотели, чтобы все лавры в случае благополучного исхода этого «богоугодного дела» достались королю Франции, а отец Жозеф на этом настаивал. Кто знает, возможно, он нашел бы способ уговорить их, но ему помешала война.
Потерпев неудачу, отец Жозеф не собирался расставаться с неотступной мыслью о крестовом походе и организовал его в местных масштабах. Он убедил короля и его советников в необходимости укрепить монархию и позиции истинной веры. Так во Франции началась война против протестантов. Длительная осада и взятие Ла-Рошели имели двоякий результат. С одной стороны, цель Ришелье и отца Жозефа – объединение Франции – была достигнута, однако притеснение гугенотов повлекло за собой массовую эмиграцию в Америку.
Красный и серый кардиналы понимали, что у Франции нет ресурсов, чтобы вступить в войну с Австрией и Испанией. Поэтому они выработали политику, рассчитанную на затягивание кровавой неразберихи в Европе: субсидировали другие государства и сознательно настраивали их друг против друга, тем самым ослабляя противников.
Война в Европе набирала обороты. Начался голод, сопровождавшийся страшными эпидемиями, но, казалось, Ришелье и отцу Жозефу этого было мало. Они разжигали междоусобицы, а необходимые для этого деньги получали, облагая население страны непомерными налогами.
Результаты политики отца Жозефа и кардинала Ришелье
- Человеческие жертвы исчислялись миллионами. То тут, то там вспыхивали эпидемии бубонной чумы, дизентерии, сыпного тифа.
- Германия стала раздробленным государством, интеллектуальная и культурная жизнь которого скатилась до скотского уровня. Страна возвратилась в средневековье.
- Влияние Габсбургов заметно ослабло. Те государства, которые номинально входили в империю, стали фактически независимы от Австрии.
- Цель – сделать Францию доминирующей европейской силой – была достигнута, но ее осуществление впоследствии послужило причиной вспыхнувшей во Франции революции и прихода к власти Наполеона Бонапарта.
Все свои действия отец Жозеф считал оправданными и необходимыми, полагая, что исполняет божью волю.
Одна из самых страшных европейских войн произошла благодаря босому монаху в серой рясе, который решил, что его предназначение – привести Францию к величию. Оставаясь практически незаметным, используя других людей, как пешек, он взбудоражил весь мир, повлиял на ход истории и изменил судьбы миллиардов.