Общение без манипуляций стало бы пресным и прозрачным. Мы считаем, что важно знать все приемы в лицо, чтобы держать баланс между конструктивными и деструктивными их проявлениями, а также уметь правильно реагировать в различных ситуациях. Поэтому предлагаем вашему вниманию одну из возможных классификаций с примерами и объяснениями.
- Труизмы
Это общеизвестные, избитые высказывания, ставшие для абсолютного большинства правдой, истиной. Она настолько банальна и проста, что не может подвергаться сомнению. Ее используют перед просьбой, дабы снизить напряжение от нее. Ведь до этого собеседник однозначно согласится с использованным труизмом, поэтому ему будет проще согласиться и на последующее желание.
Например: «Все люди хотят быть счастливыми. Ты сделаешь меня счастливей, если помоешь посуду». «Мужчины издревле устроены так, чтобы приносить мамонта в пещеру. Для этого нужно много работать. Ну а ты точно сможешь найти подходящее место, чтобы достичь эту цель».
- Допущения
Принцип построен на том, что вы предугадываете то сопротивление, которое возникнет от вашей просьбы. Поэтому вы сразу предлагаете некую компенсацию. К примеру: “Застели, пожалуйста, постель, прежде чем смотреть футбол”. Или у Штирлица в фильме «Семнадцать мгновений весны» была ситуация, когда он зашел к Айсману узнать про рацию. После разговора он добавил: «Кстати, дружище, нет ли у тебя хорошего снотворного – совершенно перестал спать». Голос за кадром пояснил: «Штирлиц знал, что в разговоре запоминается последнее. И теперь, если у Айсмана спросят: „Зачем к тебе заходил Штирлиц?“ – он ответит, что за снотворным».
- Противопоставление.
Предугадывание возражений, сомнений. Там, где мы предполагаем какие-то возражения, мы их озвучиваем первыми. И, таким образом, выбиваем почву из-под ног оппонента. Обозначив в речи возражение, мы тут же связываем его с той реакцией, которую хотим вызвать. Например: “Пока ты спишь, уже все мамонты вымерли”, “ты можешь посмеяться, но я мечтаю о розовом галстуке.”
- Вопросы и утверждения, направленные на привлечение внимания.
Можно добавить немного позитивной окраски и вуаля!
Пример:
– Дорогая, мне очень интересно, как скоро ты поймешь, что головная боль уже прошла и тебе хочется заняться со мной любовью прямо сейчас?
– Я сомневаюсь, что ты захочешь помочь мне с уборкой уже сегодня, любимый.
- Право выбора.
Это, скорее, иллюзия на его наличие. Пародия на то, что уважают личное пространство собеседника, его границы и возможность отказаться.
«Ты можешь пообедать со мной сегодня, можешь завтра. В принципе, ты можешь и не обедать со мной.»
- Выбор без выбора.
По сути вы даете выбрать из тех вариантов, которые удобны вам в условиях, когда человек уже как будто согласился на ваше предложение.
«Мы купим мне шубу сегодня или уже когда ты получишь зарплату?» «Мы пойдем в кино сейчас или когда дождь пройдет?»
Видимость выбора есть, а самого выбора нет.
Источник — материалы из Интернета