Вопрос о том, как строить отношения с детьми, о том, как их воспитывать, на первый взгляд далек от профайлинга. Однако нам нередко приходится слышать подобные вопросы от окружающих и выступать в роли советчиков, рассказывая, как выстроить свое поведение с подрастающим поколением, как объяснить им те или иные вещи, донести свои взгляды на жизнь и на тех, кто их окружает.
Темп современной жизни таков, что родители далеко не всегда могут уделять достаточно времени своему ребенку. При этом к детям, как правило, предъявляются достаточно высокие требования – и чтобы мыслил как взрослый, и в школе все успевал, и не приставал с «глупыми» вопросами, чем ему заняться, когда все дела переделаны.
В этой статье мы попробуем рассказать, как занять ребенка с пользой, чтобы и взрослые были спокойны, и дети с интересом учились новому.
Мультфильмы
Мультфильмы – это неотъемлемая часть жизни ребенка. Хотим мы или нет, но оградить ребенка от них не удастся. Бывает, что даже в дошкольных и школьных учреждениях воспитатели включают мультфильмы, чтобы отдохнуть от детей. Поэтому единственный выход – искать альтернативу. Установить домашние правила просмотра и рассказать о них тем родственникам, у которых бывает ребенок.
1. Рисованные мультфильмы с точки зрения цветопередачи и частоты мелькания кадров оказывают меньше негативного влияния на нервную систему ребенка. Современные компьютерные мультики перевозбуждают детей, а поскольку они не способны сами регулировать свое эмоциональное состояние, то «выплескивают» избыток эмоций в виде капризов и истерик.
2. «Советские» мультфильмы несут поучительный и нравственный смысл, они создавались с учетом отечественного менталитета. Такие мультики наглядно и просто показывают различия между понятиями хорошего и плохого, рассказывают почему лучше быть добрым и храбрым, учат бережному отношению к ближним. В отличие от многих сегодняшних мультфильмов, где часто слишком много «драйва», в советских — действия разворачиваются постепенно, сохраняя общую спокойную атмосферу.
Работа вместе
Когда ребенок, насмотревшись на работающих за компьютером родителей, в какой-то момент начинает проявлять интерес: «А можно тебе помочь?» — то ему следует немножечко подыграть.
Вы даете ему книгу, по которой видно, что она взрослая, но нет перебора с профессиональными терминами. Открываете её и очень просите: «У меня совсем не хватает времени подготовиться к завтрашней встрече (выступлению и т.д.). Я не могу завтра взять с собой книжку, она большая и в карман не поместится, а шпаргалочка-помощница мне очень нужна. Можешь, пока я работаю, переписать для меня вот этот абзац? Тогда я завтра с твоей запиской пойду, она мне очень поможет».
Важно дать понять ребенку, что вы не просто даете задание, а обращаетесь к нему за помощью в своей реальной работе. Так он будет чувствовать ответственность и причастность к вашим «совместным» делам.
Знакомя ребенка с компьютером, попробуйте, например, подиктовать ему буквы, слова, чтобы он находил их на клавиатуре. Если есть второй компьютер, можно включить Powerpoint и дать ему возможность там порисовать. Ежедневные пять минут «тыкания» пальчиками в буковки позволит встроить ребенку навык скоропечатания гораздо быстрее.
Как развивать ребенка, когда у родителей много работы
1. Аудиоэнциклопедии. Мозг ребенка, особенно до семи лет, как губка впитывает всю информацию, которую воспринимает. Поэтому во время игры, рисования, лепки, можно фоном включать для него аудиоэнциклопедии. Они в очень доступной и интересной форме дают понимание сложных предметов и окружающих явлений.
Накопленный до школы багаж знаний хорошо помогает с точки зрения успеваемости. Если ребенок с детства привыкает слушать о том, кто такие феодалы, зачем нужен флаг, какие были монеты, то, когда он будет изучать эти темы в школе, знания сами «всплывут» в памяти. И он будет с большим интересом слушать и отвечать на вопросы преподавателя.
Дополнительно такая образованность ребенка естественным образом формирует вокруг него определенный круг общения, в котором дети любят не только «побеситься», а находить и более интеллектуальные занятия.
2. Образовательные мультфильмы. Из современных мультфильмов полезнее выбирать и показывать те, которые носят образовательный характер (например, серия Роберта Саакянца, «Тетушка Сова» и др.). Они в игровой форме дают детям информацию про динозавров, космос, историю древнего Египта, древнего человека.
3. Поделки, рисование, лепка. Если в Youtube набрать в поисковой строке: «как сделать … (цветок, открытку, самолетик и т.д.)», «как слепить … (героя из сказки или мультфильма), «как нарисовать…» — вы получите большое количество видео с подробной и понятной для детей инструкцией. Даже ребенок, который без энтузиазма выполняет подобные задания в детском саду, с удовольствие учится лепить и рисовать своих любимых персонажей. Так он развивает любовь к творчеству, мелкую моторику и самостоятельность.
4. Эксперименты в домашних условиях. Простые и увлекательные задания, благодаря которым ребенок сможет самостоятельно познавать окружающую среду, основы естествознания, физики и т.д. Например, ребенку, который не отучился тянуть в рот сосульки и снег, полезно будет узнать сколько там грязи. Сделать это просто — растопить в стакане снег и пролить эту воду через марлевую тряпочку.
Проведение эксперимента организовать не сложно даже очень занятому родителю — дать ребенку сподручные материалы, инструкцию и «давай, твори».
5. Самостоятельность в подготовке уроков. Конечно, в первом классе желательно помогать и контролировать, чтобы ребенок делал все правильно. Но важно и то, чтобы он приучался знать, что уроки – это его ответственность. Старайтесь создавать такие условия, чтобы в то время, пока он «корпит» над заданием, вы тоже были заняты чем-то другим: моете посуду, отвечаете на письма, разговариваете по телефону… а за его процессом наблюдаете «одним глазом». Так ребенок будет понимать, что вы рядом, и к вам можно обратиться за проверкой, но проблему придется решать самому. Не стоит на этом этапе для экономии своего времени делать уроки за него, все объяснять и разжевывать. Это «аукнется» в пятом, шестом, а то и одиннадцатом классе, когда ребенок приучится к тому, что для выполнения домашней работы обязательно нужен родитель и его непосредственная помощь.
6. Развивающие порталы. Сегодня разработано много замечательных порталов, наподобие IQши, Учи.ру и т.д. Зайдя на сайты, ребенок в интерактивной и анимационной форме выполняет задания, изучает полезную информацию, получает медальки и другие похвалы, тем самым мотивируя самого себя заниматься дальше. Просто так эти игры не проходят, в памяти формируется нейронная цепочка о том, что компьютер нужен для работы.
7. Развитие по дороге в школу. Если сборы и поход в школу сопровождается капризами, нытьем: «Не хочу идти, не хочу ехать на метро» — попробуйте переориентировать внимание ребенка на более интересное и полезное занятие. Например, во время завтрака почитайте ему книгу. Есть серия замечательных книг Оскара Бренифье: «Что такое жизнь?», «Что такое красота?», «Что такое искусство?» и другие. Очень полезные книги, которые позволяют донести ребенку желаемые принципы и свою точку зрения по многим вопросам. Они написаны в форме вопросов, побуждающих к диалогу и совместным рассуждениям.
По дороге в школу, если у вас нет сил и настроения самому рассказывать о природных явлениях и окружающем мире, можно одет ребенку наушники и дать ему послушать аудиорассказы.
Утро, наполненное чем-то приятным, будет мотивировать, поднимать настроение и располагать ребенка к учебе.
Время вместе с ребенком
Совместное чтение.
Хорошо, когда чтение книг перед сном превратилось в ритуал, пускай не ежедневный, но хотя бы два-три раза в неделю. Сначала ребенку читают родители, а по мере взросления можно по строчкам — одну вы, другую ребенок, чтобы постепенно он научился читать самостоятельно.
Если у ребенка встроится привычка, что чтение перед сном — это приятно, потому что мама или папа рядом, все дела закончены, все уютно и тепло, то во взрослом возрасте человек будет стремиться возвращаться к этому приятному ощущению и читать перед сном.
Разговоры о проблемах.
Что делать, когда ребенок делится сложностями в коммуникации со сверстниками, со старшими, с любыми другими людьми? Такие ситуации лучше прорабатывать в игровой форме. Проигрываете похожую ситуацию на куклах, мягких игрушках, машинках и за ребенка показывайте, как нужно было сделать или поступить, к каким выводы прийти.
Если малыш подходит с жалобой, можно просто улыбнуться и предложить прорепетировать как нужно себя повести. В таком формате вы берете роль ребенка на себя и, проигрывая ситуацию, показываете ему себя со стороны. В идеале не плохо бы проиграть две роли — положительную и отрицательную, ведь на сравнении у него быстрее отложится правильная модель поведения.
Игрушки из всего подряд.
Вспомните советское детство не особо богатое игрушками, когда дети сами мастерили свои игры из подручных материалов. Дайте ребенку сподручные материалы и предложите сделать из них игрушку, чтобы потом вместе в нее поиграть. Например, девочкам можно отдать старые вещи и предложить сшить платья. Мальчику предложите коробки, из которых можно смастерить и дом, и корабль, и машину… Главное снабдить детей всем необходимым: нитками, иголками, ножницами, скотчем, клеем – всем тем, что потребует их фантазия.
Тогда, если ваш ребенок окажется без игрушек вместе с вами на бизнес-встрече или на встрече с коллегой, то ему не составит труда из любых бумажек, ручек или салфеток сделать себе игрушку и занять себя, позволяя вам завершить ваши дела. А кроме того, такое занятие прекрасно развивает творческое мышление, которое пригодится и в школе и во взрослой жизни.
Автор — Президент АНО НИЦКБ Анна Кулик
Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, определять обман, противодействовать манипуляциям, Вы сможете в разделе «Охотники за поведением».