Вы взяли кредит, но в силу каких-то обстоятельств не смогли регулярно его выплачивать. Банк продал Ваш долг коллекторскому агентству и Вам стали поступать звонки с требованиями срочно расплатиться. Как в такой ситуации себя вести и общаться с этими людьми, особенно если наблюдается факт превышения «полномочий» со стороны агентства?
Для чего это нужно?
Во-первых, скорее всего Вы захотите обратиться в полицию, если ситуация станет разворачиваться действительно угрожающим образом. Например, начнутся звонки в ночное время, угрозы физической расправой, слова, поступки, оскорбляющие личность и достоинство. К сожалению, и по сей день с подобного рода инцидентами к нам обращаются за консультацией.
Конечно, заявление у Вас примут и без весомых доказательств, но это будут Ваши слова против слов адвокатов коллекторского агентства, которое вряд ли признает, что их сотрудники превышают полномочия.
Поэтому Ваша задача — собрать и предоставить вместе с заявлением доказательства того, что Вам действительно угрожали, и это не плод Вашего воображения из-за нежелания выплачивать долг. Защиту в этом случае Вы получите быстрее.
Удостоверьтесь, что в подъезде работают видеокамеры (если они установлены). Скачайте приложение для записи телефонных звонков, диктофон. Если коллекторы присылают письма, смс — делайте скриншоты, распечатывайте и складывайте в папку. И ни в коем случае не стирайте! Предупредите всех, кому могут позвонить для того, чтобы на Вас «надавить», и попросите делать так же.
Во-вторых, данная запись при прослушивании поможет Вам оценить ситуацию более объективно после произошедшего разговора и не усугубить ее непродуманными поступками и фантазиями. Звонок от коллектора – событие стрессовое в любом случае, даже если обошлось спокойной просьбой рассчитаться с долгами.
Они могут позвонить вечером, когда человек уставший после рабочего дня. При этом не обязательно будут использоваться угрожающие слова. Вывести из состояния эмоционального равновесия можно и просто монотонным, «холодным» тоном голоса, перечисляющим Ваши обязательства и пункты кредитного договора. Но в «расшатанном» состоянии может показаться, что всё, за мной сейчас придут, мне угрожают. Это тоже нужно учитывать, особенно людям, которые знают за собой склонность к излишней чувствительности и «накручиванию».
Таким образом при повторном прослушивании записи разговора Вы можете услышать, что ничего страшного-то, угрожающего и нет.
Во время телефонного разговора с коллектором задавайте уточняющие вопросы. Это покажет Вас как человека, который не намерен прятаться, а заинтересован в том, чтобы выплатить долг. Если собеседник не назвал себя, попросите его представиться, сказать должность и название компании, от которой он звонит. Спросите, когда у Вас был срок выплаты, какую сумму точно вы задолжали и т.д. Если звонок ночью, постарайтесь произнести время или уточнить который час у собеседника, чтобы на аудио было зафиксировано, в какое время суток произошел разговор.
Если на ваши вопросы собеседник будет уходить от темы, переходить на грубость, все будет зафиксировано.
Как себя вести если произошла личная встреча с коллектором?
Если коллекторы звонят в дверь, то стоит придерживаться правила, которому нас учили еще в детстве — не открывать чужим. Вы имеете право не пускать незваного гостя к себе домой.
Другая ситуация, если так случилось, что Вы столкнулись с ним(-и) возле дома, в подъезде.
Правило 1.
Сохранять спокойствие и контролировать свое поведение. Не допускать агрессивных выпадов, не угрожать, даже в ответ на враждебное поведение со стороны коллектора. Если Вы начнете отвечать агрессия на агрессию, то у любого человека «упадет планка», и даже, если изначально у них не было цели на вас физически воздействовать, то в таком состоянии это может случиться. Более того, нельзя исключать намеренной провокации со стороны коллектора, который если пострадает, то сможет заявить в суде: «Я выполнял свои служебные обязанности, вел себя корректно и не угрожал, а меня спустили с лестницы». Тогда кроме долга Вам придется заплатить еще за физический и моральный ущерб.
Правило 2.
Привлечь свидетелей. У каждого из нас есть соседи. Постучите им и попросите присутствовать при разговоре. Коллекторам же на это можно сказать примерно следующее: «Конечно, давайте пообщаемся, но только любой наш разговор должен быть не один на один. Мы, все-таки, говорим не о каких-то там личностных неприязненных отношениях, а о финансах. Или у вас есть личная претензия ко мне?»
Правило 3.
Записать разговор на аудио. Постарайтесь незаметно включить диктофон. Если его нет, то позвоните кому-нибудь из близких или тому, кто на быстром наборе. Заранее их предупредите: «Если вдруг от меня поступит звонок, и ты не будешь слышать меня, но будешь слышать, что что-то происходит, то прошу поставить на громкую связь и записать происходящее на диктофон».
Если имел место факт физического насилия, то тут необходимо пересилить собственную нерешительность и закричать. Кричать нас тоже в детстве всех учили: «Пожар»! Если Вы будете кричать «убивают», то люди побоятся выйти — такова человеческая природа. Производите как можно больше шума, чтобы собрать много свидетелей. Это спугнет злодеев.
Если человек столкнулся не только с настойчивыми телефонными звонками с напоминанием об уплате долга, а с более изощренными способами психологического или физического давления (надписи в подъездах, «случайные» встречи возле дома, обстрелы квартиры, физическое воздействие), значит это коллекторское агентство полукриминального формата. В этом случае необходимо в том числе связаться с менеджером банка и оповестить его о подобного рода поведении коллектора. Пояснить, что в случае продолжения подобных действий разбирательство коснется и их, что помимо всего прочего ударит по их репутации, снизит спрос на услуги и обманет доверие клиентов.