Методика профайлинга была сформулирована в конце 1970х годов израильской авиакомпанией «Эль-Аль». Данная методика была призвана минимизировать возможные риски, связанные с авиаперевозками и использовалась при предполетном досмотре пассажиров.
В большинстве своем это была система вопросов, которые ставили своей целью выявление нестандартных реакций пассажиров на «казалось» простые вопросы. Данная методика пользовалась небольшим набором базовых психологических стереотипов поведения и больше напоминала собой процедуру психологического тестирования.
В 1984 году данная методика была «смоделирована» в англоязычном варианте компанией ICTS и стала применяться службами авиационной безопасности в большинстве европейских стран и США.
Паралельно с этим Пол Экман Групп (компания, которая была создана американским психологом и занималась изучением эмоциональных экспрессий) разработала ряд компьютерных программ, позволяющих считывать эмоциональные состояния человека. Специальные программы, созданные Полом Экманом, стали активно применять не только в аэропортах США, но и в других структурах, занимающихся обеспечением безопасности государства.
Слияние опросного скрипта и теории микровыражений позволило профайлингу перейти на иной уровень развития и постепенно начинать интегрироваться в экономические структуры, в частности, в банковский сектор.
Полом Экманом была разработана специальная программа, по которой обучали специалистов в области обеспечения безопасности как государственных структур, так и со временем, банковских, адвокатских и юридических структур.
В России профайлинг имеет некую свою особую историю. Несомненно в Советском Союзе была система предотвращения преступности и террористических актов. Были профессиональные психологи, которые разрабатывали системы ведения переговоров с террористами и считывания их эмоционального состояния.
Однако активное применения системы профайлинга стало возможным после достаточного количества захвата воздушных судов, террористических актов в России и большого числа банковских мошенничеств, когда стало всем ясна необходимость в профилактике противоправных действий. С этого момента внедрение профайлинга в тех или иных видах становится необходимым.
Коммерческий профайлинг как система сопровождения деловых переговоров всегда стояла обособленно от авиационного и банковского профайлинга.
Если авиационный и банковский профайлинг могли позволить себе директивные способы проверки и сбора информации, то коммерческий профайлинг всегда являлся наивысшей формой психологического мастерства и являлся уделом немногих избранных, так как требовал развития высокого уровня «сенсорной чувствительности».
Если авиационным и банковким профайлингом мог заниматься человек с не очень глубокими знаниями психологии и отсутствия знаний в области экономики и ведения бизнеса, то коммерческий профайлинг обязательно подразумевает под собой глубокие знания не только в области психологии, но и в области менеджмента и ведения бизнеса.
Человек, не владеющий знаниями в области бизнес-процессов, не способен в переговорах, например, об инвестициях, выделить наиболее уязвимые зоны проекта и понять насколько хорошо «противная сторона» готова управлять деньгами инвестора.
Специалист коммерческого профайлинга не должен выделяться ни по характеру задаваемых вопросов, ни по стилю одежды, ни по манере держаться — от представителей бизнес-элиты.
В настоящее время технология коммерческого профайлинга применяется рядом российских коммерческих предприятий и в целом способствует повышению качества обеспечения коммерческой безопасности.
В компаниях, где используется коммерческий профайлинг не были зарегистрированы случаи мошенничества, а также было выявлено значительное число мошеннических действий и лиц потенциально опасных для бизнеса.