Тревожность исследуется в связи с психологией эмоций. С позиций теории эмоций тревожность относится к классу эмоциональных явлений, потому что в ее структуре представлено единство двух моментов: с одной стороны некоторого отражаемого содержания, с другой собственно эмоционального переживания, то есть той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом.
В положениях современных концепций эмоции единодушно признаются выполняющими функцию оценки. Согласно подходу функционального единства эмоциональных и потребностно-мотивационных процессов эмоции являются субъективной формой существования потребностей и сигнализируют о значимости происходящего.
По мнению Р.Лазаруса можно выделить два основных типа оценки ситуации: оценки ее как угрожающей или благоприятствующей. Эмоция тревоги возникает, когда на основе мыслительных процессов производится заключение о наличии, с одной стороны, некоторой угрозы, с другой — невозможности ее избежать, неуверенности в обладании достаточными ресурсами для ее преодоления. Оценка ситуации связана с регулирующей функцией эмоций.
Частными случаями регулирующего влияния эмоций являются воздействия эмоций на накопление и актуализацию индивидуального опыта. Эмоции обладают способностью оставлять следы в опыте человека, закрепляя в нем те воздействия (как удавшиеся, так и неудавшиеся действия), которые были связаны с этими эмоциями. Второй случай — это предвосхищающая функция эмоций. Актуализация следов прошлых эмоций обычно опережает развитие событий и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном приятном или неприятном исходе этих событий.