Если вы хотите узнать больше по этой теме, можно почитать книгу Виктора Шейнова “Скрытое управление человеком”
Слова – основной инструмент внушения. Визуальные приемы являются вспомогательными, облегчающими достижение цели. Сокрушительная сила языка нашла своеобразное отражение в Послании Иакова (3:5, 6, 8):
Так и язык – небольшой член, но много делает…
Язык – огонь, прикраса неправды…
Это неудержимое зло: он исполнен смертоносного яда.
С древних времен известно, что лечение тела и души человека покоится на трех основаниях: нож, трава и слово. Нож используется в хирургии, применение трав привело к возникновению лекарств, слово же является основным “орудием труда” психолога и психотерапевта. Но не только их. Хороший врач – тот, одно посещение которого уже облегчает состояние больного.
Пожилые люди жалуются, что врачам сейчас некогда даже как следует выслушать пациента. Наибольшим уважением у этого контингента как раз и пользуются доктора, находящие возможность терпеливо выслушать жалобы, ободрить, вселить надежду на улучшение.
“Слово убивает” – совершенно справедливо утверждается в пословице. Именно так нередко и происходило, когда колдун накладывал на того или иного человека заклятие, прокалывая при этом его изображение острым предметом, и к назначенному сроку человек действительно заболевал и умирал. Некоторые матери и теперь считают, что путем “сглаза” можно причинить вред их ребенку. В подобных случаях мы имеем дело с механизмами прямого или косвенного внушения.
Прямое внушение.
Оно связано непосредственно с речью воздействующего человека. В качестве примера прямого внушения напомним описанный нами ранее случай смерти пациентки сразу после смерти лечившего ее специалиста, “успокоившего” ее словами: “Вы умрете после меня”.
Косвенное внушение.
При косвенном внушении используется некое промежуточное действие или раздражитель с целью усиления его эффекта (например, проткнуть гвоздем или сжечь изображение человека, на которого наложено заклятие). Нередко, косвенное внушение бывает более эффективным, чем прямое, поскольку не действует “в лоб” и не вызывает поэтому внутреннего сопротивления у внушаемого.
Проиллюстрируем силу косвенного внушения данными трех экспериментов. В одном из них, проводившемся в психиатрической клинике в США, пациентов разделили на две группы: первая проходила психотерапию в течение полугода, вторая же в это время ожидала лечения. Когда сравнили результаты, то оказалось, что процент улучшения был одинаков в обеих группах. Надежда на излечение сравнялась с самим лечением.
В другом опыте пациентам с неврозом вместо лекарств давали пилюли из сахара (совершенно бесполезные в плане лечения), уверяя, что они “помогут так же, как и другие лекарства”. Группа из четырнадцати человек принимала сахарные пилюли три раза в день в течение недели, после чего у тринадцати пациентов наступило улучшение по всем критериям…
Подобный эффект широко известен в медицине под названием “эффект плацебо” (то есть пустышки).
В третьем эксперименте сформировали две группы студентов, имеющих психологические проблемы. С одной работали профессиональные психологи и психиатры, а с другой – преподаватели колледжа, пользовавшиеся популярностью среди студентов. Эти преподаватели должны были в процессе работы говорить все, что придет в голову, с целью “помочь”. Подобные сессии проводились 2-3 раза в неделю в течение трех месяцев. Процент улучшений был одинаковым в обеих группах.