Зрительная память — способность воспринимать и удерживать в памяти зрительные образы, воспроизводить их в своём сознании.
Упражнение 1
Это самое простое упражнение, но оно способно эффективно развивать зрительную память. На первый взгляд, оно может показаться очень легким, но сделав его, Вы сможете убедиться, что это не совсем так.
Для его выполнения положите перед собой какую-нибудь вещь, желательно яркой расцветки, это может быть красочная коробка от диска или книга с цветной обложкой. На этот предмет нужно внимательно посмотреть, стараясь максимально точно запомнить. Потом рекомендуется закрыть глаза и попробовать его отобразить. Далее откройте глаза и оцените, насколько этот предмет отличается от воображенного Вами образа. Обязательно отметьте, какие подробности Вы упустили. Потом опять закрывайте глаза и попробуйте усовершенствовать образ предмета. Это упражнение рекомендуется повторять до тех пор, пока образ не станет максимально точным.
Упражнение 2
Для этого упражнение рекомендуется также взять красочный предмет, только более простой. Его также рекомендуется внимательно рассмотреть и запомнить.
Потом спрячьте этот предмет, возьмите лист бумаги и нарисуйте его. Старайтесь отобразить при этом все его детали и цвета. Ваши художественные способности при этом значения не имеют. Потом возьмите предмет и посмотрите, насколько он отличается от Вашего наброска. Далее рекомендуется снова повторить это упражнение несколько раз.
Упражнение 3
Мнемоническое упражнение «Словесный портрет»
Для развития зрительной памяти необходимо заботиться о том, чтобы зрительные образы, возникающие в сознании, были детальными и яркими. Часто бывает так, что кажется, будто мы хорошо знаем лицо того или иного человека, но стоит задать вопрос о том, какие, например, брови у этого человека, широко или узко посажены у него глаза, то выясняется, что этому образу явно не хватает чёткости и яркости.
Дело в том, что образ формируется схематично и прагматично. Если для нас важно узнавать человека при встрече, то мы будем запоминать лишь самые выдающиеся его особенности, так, чтобы его не перепутать с кем-то иным. Если мы расширим схему своего восприятия, то расширим соответственно и своё зрительное воображение, зрительную память.
Для начала запомните несложную схему построения словесного портрета. Будущих полицейских и работников спецслужб учат по другим, более сложным, схемам. Но для начала хватит и этой.
1. Основные характеристики:
— пол
— возраст
— национальность
— рост
— фигура, телосложение
— шея (высота, толщина, кадык)
— плечи (ширина и наклон)
— грудь (ширина, выступание, полнота)
— спина (ширина, сутулость, выступание лопаток, искривления позвоночника)
— руки (длина, толщина, волосяной покров, особенности кистей и пальцев)
— ноги (длина, толщина, особенности)
2. Голова:
— размер
— форма
— длина волос
— цвет волос
— форма волос (стрижка, наличие залысин)
— форма лица (круглое, овальное, прямоугольное, квадратное, треугольное, ромбовидное, трапециевидное)
— контур лица в профиль (выпуклое, прямое, вогнутое)
— уши (размер, форма, положение, оттопыренность, индивидуальные особенности)
3. Лицо:
— степень полноты лица
— цвет лица
— особенности лица (наличие морщин, родинки, веснушки, ямочки, скулы и пр.)
— морщины (расположение, количество, форма)
— лоб (высокий-низкий, узкий-широкий)
— брови (длина, ширина, густота, положение, форма)
— форма глаз
— разрез глаз
— выпуклость глаз
— цвет глаз
— особенности глаз
— высота и ширина носа
— контур спинки носа в профиль
— форма кончика и крыльев носа
— губы (полные-узкие, выступание губ, приподнятость)
— рот (величина, положение углов)
— зубы (размер, цвет, форма, повреждения, индивидуальные особенности)
— подбородок (высота и наклон в профиль, ширина, иные особенности)
4. Поведенческие признаки:
— походка
— осанка
— привычное положение рук
— жестикуляция
— мимика
— голос и речь (пусть это не зрительный образ, но зато важная характеристика человека)
— индивидуальные манеры
5. Особые приметы:
— анатомические аномалии
— функциональные аномалии
— цветовые аномалии
— шрамы, бородавки, пятна
— хромота
— татуировки
— прочее
6. Одежда и аксессуары:
— общий стиль
— верхняя половина тела (название одежды, фасон, цвет, ткань и прочее)
— нижняя половина тела (аналогично)
— манера носить одежду
— оригинальные отличия
Не обязательно сразу всё выучить. Данную схему можете распечатать и носить с собой.
При встрече с каким-нибудь незнакомым или малознакомым человеком окиньте его взглядом, насколько это позволяет ситуация, затем в следующие несколько минут составьте в уме словесный портрет этого человека, двигаясь по схеме.
Со временем, с опытом, у вас выработается свой подход, своя рабочая схема составления словесного портрета. Вам несложно будет заметить в дальнейшем, что ваша зрительная память стала значительно лучше (по крайней мере на образы людей).
Упражнение 4
Для этого упражнения нужно приготовить 50–70 мелких предметов (пуговицы, ключи, брелоки, зажигалки и т.п.) и положить их в какую–нибудь коробку. Кроме того, вам нужен помощник.
В первый день помощник достаёт из коробки семь предметов, кладёт на стол и закрывает их покрывалом. Затем снимает покрывало, считает до десяти и снова закрывает предметы. А вы как можно точнее называете, какие предметы и в каком порядке лежат под покрывалом. Каждый день можно добавлять один предмет, увеличивая общее количество до пятнадцати штук.
Если помощника нет, то в Интернете можно найти подобную игру для развития зрительной памяти: на экране некоторое время демонстрируются предметы, затем исчезают, а вам предлагается из многих предметов выбрать нужные.
Упражнение 5
Достаёте костяшку домино и, не подсчитывая, называете число очков. Если это удаётся сделать без труда, то достаёте две кости, затем три и так далее.
Упражнение 6
Нужно пытаться одним взглядом «схватить» два слова. Посмотрели — закрыли глаза — представали. Затем таким же образом поступайте с фразами, отрывками, абзацами. Некоторые могут «фотографировать» целые страницы учебников.
Упражнение 7
Вечером (перед сном) постарайтесь вспомнить все места, в которых вы побывали: цвет стен, рисунок обоев, число окон, стульев, вещи на столе и так далее.