Психология масс (психология толпы) — наука об особенностях поведения и мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств.
Психологию масс конкретизируют в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие:
1. Психологически, толпа — это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью.
2. Индивид существует сознательно, а масса, толпа — неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно.
Возьмем простой пример у пешеходного перехода. Допустим, вы отвлеклись и не смотрите на сигналы светофора, но тут рядом группа людей переходит дорогу и вы неосознанно делаете шаг в сторону проезжей части. В лучшем случае вы удостоверитесь, действительно ли горит зеленый, и примете решение самостоятельно. В обратной ситуации вы можете спокойно перейти дорогу и даже не усомниться в правильности действий.
3. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий. Они заканчивают реставрацией того, что вначале низвергли, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее.
В пример можно привести теорию ведра с крабами. Если вы когда-либо видели в жизни ведро, наполненное этими животными, то вспомните, что стоит одному крабу полезть вверх в попытке выбраться, то остальные сразу начнут за него цепляться и тащить обратно. В обществе это весьма ярко проявляется. Живя в системе, человек, выбивающийся из нее, будет либо подавлен (подчинен), либо вытеснен (изгнан) до тех пор, пока сама система не изменится.
4. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу. Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к реализации. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям. Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда должна использовать яркий язык аллегорий с простыми, повелительными формулировками.
5. В целях управления массами политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.
Важно, что взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства. Более того, толпа понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий. В толпе стираются различия между людьми, и они выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы — от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т. д.).
Психология масс (толп) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.
Подробнее о психологии масс, противодействии манипуляциям в СМИ изучите на нашем практикуме по Фактчекингу