В зависимости от контекста и знания базовой линии поведения человека, можно замечать некоторые, на первый взгляд, незаметные элементы коммуникации, являющиеся признаками обмана.
Существует две основные формы лжи: умолчание и искажение. Умолчание – когда человек утаивает что-то по определенным причинам. Искажение – когда человек намеренно вводит собеседника в заблуждение. Основные мотивы, из-за которых могут обманывать:
• Самозащита, сохранение самооценки, имиджа;
• Из вежливости, человек не хочет говорить горькую правду;
• Из желания навредить.
Есть два типа признаков обмана: утечка информации и стрессовые сигналы. Заметим, что
ложь для человека всегда стресс, но стресс не всегда ложь!
Утечка информации — это неосознанные элементы коммуникации, когда человек нечаянно себя выдает, делая вербальные и/или эмблематические оговорки, демонстрируя микровыражения. Например, собеседник рассказывает о том, как уважает своего делового партнера, а на лице в это время — эмоция презрения или гнева. Таким образом он выдает, как на самом деле к нему относится. Когда вы наблюдаете утечки, информацию не нужно уточнять и дополнительно проверять. Данный факт желательно просто зафиксировать у себя в памяти.
Стрессовые сигналы могут указывать на возможное наличие обмана в словах собеседника. Включают в себя изменение дыхания, паузы между словами, жесты-адаптеры, дистанцирование, несвойственные человеку телодвижения и голосовые модуляции…
С этой категорией признаков нужно быть предельно осторожными при интерпретации, учитывать контекст и профиль личности. Стрессовые реакции могут быть вызваны обстановкой в целом или обусловлены индивидуальными особенностями конкретного человека.
Помните!
Делать вывод о том, что человек обманывает, можно, только если было задано несколько целенаправленных вопросов на конкретную тему, и каждый раз проявлялось не менее трех реакций (в мимике, жестах, речи, ВНС и т.д.).
Больше о детекции лжи вы можете узнать на нашем курсе: