Интерес представляет собой положительно окрашенный эмоциональный процесс, при котором всё внимание человека сосредотачивается на объекте, чтобы внимательнее его изучить и таким образом, как бы постичь и «присвоить».
Что вызывает интерес?
Перемены, новизна, иными словами все то, что тревожит наше воображение и мышление, то, о чем хочется размышлять и разгадывать. Смена обстановки, деятельности, поведения, внешнего вида, другие реакции на привычные стимулы. Все то, что оценивается человеком, как возможность, в процессе изучения или в перспективе, получить для себя что-то полезное и приятное.
Зачем нужен этот эмоциональный процесс?
1. Интерес направляет и поддерживает интеллектуальную активность человека, создает стимул к исследованию и обучению новым умениям. Человек не в состоянии заниматься каким-то делом, изучать какой-либо предмет, если они не вызывают в нем интереса. Чтобы думать, нужно переживать, нужно быть возбужденным, постоянно получать подкрепление.
Плодотворная, творческая работа в любой области требует полного погружения, огромной самоотдачи, а это возможно только в том случае, если человек испытывает интерес к избранной деятельности.
2. Эмоция интереса играет большую роль в формировании и развитии навыка. Приобретение и формирование навыка зависят от целой совокупности условий, главными из которых являются талант (способности) и интерес. Есть навыки, которые могут быть выработаны и развиты только при наличии у человека врожденной способности к ним. Однако каким бы талантом ни обладал человек, он должен оттачивать, шлифовать его в практической деятельности, иначе этот талант останется невостребованным.
3. Формирование ценностной системы человека. Мы ценим то, что пробуждает в нас определенные чувства, и чем они сильнее, тем более значимы для нас соответствующие им ценности.
Как они формируются? Разберем на примере.
Родители, ориентированные на успех, стремятся воспитать такие же ценности у своих детей. Если в сознании ребенка достижения и успехи родителей ассоциируются с чувством радости, интереса, то он, вероятно, будет придерживаться тех же ценностей. Однако если успех воспринимается ребенком только как результат тяжелой борьбы, лишений и жертв, то вероятность усвоения им ценностей и жизненных стандартов родителей снижается. Поэтому для того чтобы воспитать у ребенка здоровое стремление к достижению, родители должны испытывать искренний интерес к своей деятельности и трезво относиться к своим успехам и неудачам.
Что влияет на склонность испытывать эмоцию интереса?
Интерес — эмоциональный процесс, сопровождающий человека с самого детства. Движимый интересом ребёнок стремится исследовать все, что встречается на его пути: он рассматривает, слушает, трогает, пробует на вкус…
Среди факторов, влияющих на социализацию эмоции интереса, следует выделить такой общий и распространенный фактор, как богатство окружающей среды. Он включает в себя социально-экономические условия, богатство и разнообразие получаемой ребенком стимуляции, насыщенность семейных условий (разнообразие занятий, увлечений и других форм активности членов семьи).
Плохие социально-экономические условия, как правило, ограничивают разнообразие конструктивных форм активности, доступных для ребенка, и, таким образом, ограничивают возможности приложения его интереса.
Однако независимо от социально-экономических условий жизни ребенок имеет очень низкий порог возникновения эмоции интереса-возбуждения и, если родители не запрещают ему играть, если они поощряют его игры и исследовательское поведение, то лежащая в их основе здоровая эмоция интереса получит свое дальнейшее развитие.
Но если родители, озабоченные собственными нуждами, нетерпимо относятся к тем или иным поступкам ребенка, продиктованным интересом, наказывают его за них, тем самым они подавляют его любознательность, его исследовательский интерес.
У детей, чьи родители отличаются любознательностью, склонностью к приключениям, формируется более сильное стремление к познанию, чем у детей, родители которых строят свою жизнь на основании устоявшихся взглядов и догм. Если родители сами открыты для нового опыта, то они, как правило, воспитывают такое же отношение к жизни у своего ребенка, способствуя тем самым формированию низких порогов эмоции интереса и мотивированных ею форм конструктивной деятельности.
Статья подготовлена по материалам книги Кэррола Э. Изарда «Психология эмоций». Рекомендуем к прочтению. Купить книгу можно в интернет-магазинах:
Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, определять обман, противодействовать манипуляциям, Вы сможете в разделе «Охотники за поведением».