Фрагмент из книги Ильина Евгения Павловича «Мотивация и мотивы»
Психологические факторы (образования), участвующие в конкретном мотивационном процессе и обусловливающие принятие человеком решения называются мотиваторами (мотивационными детерминантами); они при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения.
Можно выделить следующие группы мотиваторов:
▬► нравственный контроль (наличие нравственных принципов),
▬► предпочтения (интересы, склонности),
▬► внешняя ситуация,
▬► собственные возможности (знания, умения, качества),
▬► собственное состояние в данный момент,
▬► условия достижения цели (затраты усилий и времени),
▬► последствия своего действия, поступка.
Выделение мотиваторов имеет принципиальное значение. Среди них можно выделить «знаемые» и «реально действующие». Первые связаны с пониманием причин необходимости совершения того или иного поступка, проявления активности. Но эти причины не приводят к конкретному поступку или действию, не обладают побудительной силой. Например, школьник знает, что домашнее задание надо сделать, иначе учитель поставит двойку, его будут ругать и т. д. Понимая эти причины, ребенок тем не менее реально начинает заниматься только в том случае, если ему за выполнение задания будет обещано что-то для него привлекательное. И именно это становится «реально действующим» мотиватором, новым смыслом (ради чего надо сделать домашнее задание). Таким образом, в процессе мотивации (при выборе цели и способов ее достижения) многие мотиваторы остаются только «знаемыми», «понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию побуждения. Сформированный же мотив всегда действен, потому что включает в себя побуждение к достижению цели «здесь и сейчас».