Каждый человек воспринимает информацию из внешнего мира с последующим ее искажением, обобщением, опущениями (стираниями, исключениями) деталей. Прошедшая такую обработку информация может оказаться далека от реальности, поэтому при опросной беседе важно восстановить упущенные детали и выйти на реальные факты, устраняя искажения и конкретизируя обобщения.
1. Употребление неконкретных имен существительные и местоимений.
• Подход мета-модели: кто/что/какой конкретно?
а. Люди, места, вещи. Для того, чтобы получить полное представление об информации, которую говорящий имеет в виду, попросите уточнить имя существительное, местоимение или субстантивную фразу. Пример:
— «Такие люди глупы»
— «Какие именно люди?»
б. Номинализация.
Это использование слов с процессуальным значением в качестве имен существительных, причем процессуальность здесь как бы исчезает. Действие подается так, как будто бы оно статично. Если это существительное нельзя потрогать, услышать, увидеть или почувствовать запах или вкус, то это номинализация. Пример:
— «Я хочу свободы»
— «Свободы делать что? Какой именно свободы?»
2. Человек употребляет неконкретные глаголы/слова действия.
• Подход мета-модели: как именно?
Глаголы обозначают процессы или действия. Детали процесса могут значительно варьироваться. Подход мета-модели ставит целью — выявить конкретный набор поведении, подразумеваемым говорящим. Пример:
— «Она меня обидела»
— «Как именно она это сделала?»
3. Человек использует указатели пограничных пересечений — модальные операторы возможности и необходимости.
• Подход мета-модели: что вам мешает? Что бы случилось, если бы вы сделали/не сделали? Смогли/не смогли?
Слова типа «Я не могу» (возможность) и «Я должен», «Я обязан»(необходимость) накладывают ограничение на поведение. Уточнение выявляет конкретные условия, или последствия, которые делают действие необходимым или невозможным. Пример:
— «Я не могу этого сделать»
— «Что Вам мешает сделать это?», — уточнение имеющейся информации.
— «Что бы случилось, если бы вы это сделали?», — получение доступа к желаемой информации.
4. Человек употребляет универсальные количественные фразы.
• Подход мета-модели: повторите в вопросительной форме –> «сгустите краски» еще больше –> получите от собеседника пример исключения из правил –> уточните референтный опыт.
Универсальные слова типа «все», «никогда», «каждый», «всегда» указывают на сверхобобщение. В просьбе «уточнить» предлагается сделать переоценку сказанного для того, чтобы увеличить возможность выбора. Пример:
— «Все люди ненадежные»
— «Все люди?» –> «Каждый человек, которого Вы встретили в вашей жизни, был ненадежным?» –> «Все люди?» –> «Вы не можете вспомнить хотя бы одного, который был надежным?» –> «Какие конкретно люди ненадежны?».
5. Человек использует сравнение с умолчанием: компаратеры.
• Подход мета-модели: по сравнению с кем/с чем?
Компаратеры — это прилагательные и наречия, обозначающие сравнения, но при этом опускается то, с чем сравнивают. Пример:
— «Лечение травами лучше?»
— «Лучше чего? Почему?»