
*Озвучено с помощью ИИ
Переговоры – важная составляющая бизнеса.
А манипуляции – неотъемлемая часть переговоров. Вот на какое поведение партнеров следует обращать внимание, если вы не хотите после очередной деловой встречи с удивлением обнаружить, что согласились на невыгодные условия, пойдя на гораздо большие уступки, нежели собирались.
Разгневать и воспользоваться
Эмоции, как известно, враг рассудка. Одна из частых манипулятивных стратегий – противопоставить рациональному пониманию эмоциональную реакцию и склонить собеседника к принятию невыгодного решения. На переговорах в этой роли зачастую выступает гнев. Это логично: ведь речь так или иначе идет о противостоянии, именно оно и порождает чувство возмущения.
Если источник вашего раздражения – партнер, то вы с большей вероятностью совершите необдуманный, глупый и резкий поступок по отношению к нему. Потом придется извиняться, то есть уступать. Если ваше негодование вызвано чем-то другим, оппонент может воспользоваться этим, чтобы отвлечь внимание от подводных камней в его предложении.
Даже если вы не даете выход гневу, эта эмоция все равно «раскачивает» вас, мешает мыслить трезво, толкает на явные и прямые реакции в ответ на любые раздражители. В таком состоянии вам трудно спорить, подбирать рациональные аргументы и т. д.
Как избежать вспышек ярости? Рецепт прост: дышите животом. Да-да! Это способствует оттоку крови от головы (именно из-за ее прилива у разгневанного человека краснеет лицо).
Раскачать и прогнуть

Принципы психологического манипулирования в целом одинаковы. Целью манипулятора всегда является некое эмоциональное (а затем и рациональное) смятение партнера. Во-первых, для этого может использоваться, «раскачка» – создание полярно противоположных впечатлений, когда человек не знает, что и думать, не успевает реагировать на перемены ситуации, дезориентируется. Тут речь идет о вербальных воздействиях. Например, это комплимент, в котором похвала идет вслед за оскорблением:
Неуместные шуточки, по которым не сразу понятно: всерьез человек говорит или нет. Некоторые манипуляторы в принципе общаются в такой манере.
Вообще любые отчетливые странности во внешнем виде или поведении служат «раскачке», заставляя человека еще до начала диалога совершить небольшое психологическое усилие, чтобы принять такого собеседника, вписать его в свой шаблон.
Во-вторых, вызвать смятение помогает прямое давление, «прогибание» партнера, жесткое утверждение силы и, как следствие, своей позиции. Так или иначе манипулятор позиционирует себя как доминант, хозяин положения и территории. Часто он выражает это невербально, в том числе следующими способами:
- усаживается в центре, на возвышении, на лучшем месте;
- вытягивает, «раскидывает» руки и ноги;
- разбрасывает свои вещи, помещает их на территорию собеседника (например, рядом с его столом);
- как бы заявляет права на вещи партнера (например, протягивает руку и без спроса берет вещь с его стола);
- произвольно меняет дистанцию во время общения (начинает ходить, когда другой партнер сидит; садится, хотя диалог происходи стоя);
- ломает границы и вторгается в психологическое пространство партнера (слишком приближается);
- бесцеремонно дотрагивается до собеседника, похлопывает его по плечу;
- агрессивно прикасается (на переговорах это может проявляться через рукопожатие: манипулятор либо слишком сильно сдавливает руку собеседника, либо с усилием разворачивает ее ладонью вверх, либо фиксирует, взявшись за нее обеими руками; при этом внешне жест выглядит как радушный).
Коварство подобных приемов заключается в том, что, позволяя другому человеку вторгаться в наше личное пространство или заставляя себя не обращать внимания на его странности, уступая в малом, мы психологически поддаемся, чтобы затем уступить в чем-то большом (имеющем отношение к предмету переговоров).
Бороться с «захватчиком территории» следует с помощью контрприемов. При попытке бесцеремонно придвинуться – корректно, но уверенно отодвиньтесь, взятую у вас вещь – как бы невзначай отберите и положите на место, если при рукопожатии вашу ладонь пытаются насильно развернуть – используйте обе свои руки, чтобы мягко осадить партнера. Избегать запанибратских прикосновений помогает расположение напротив партнера и прямой взгляд «глаза в глаза».
Подменить и запутать
Ключевой принцип многих приемов вербальной манипуляции – то, что в логике называется подменой тезиса. Суть – в процессе дискуссии незаметно переменить сам предмет разговора так, чтобы аргументы партнера оказались к нему неприложимыми, ошибочными.
А речь не о наличии пострадавших, а о прецеденте, о факте нарушения договора.
Так, понятные, очевидные приемы переговоров – это напор и оттягивание ответа. Когда беседа касается неудобного для собеседника момента или вопрос застает кого-то из переговорщиков врасплох, один будет пытаться «дожать» ситуацию, расспрашивая о деталях и не позволяя увести разговор в сторону, а другой – препятствовать этому. Способов сделать это немало: переменить тему, лить воду, сводить все к шутке, отвечать вопросом на вопрос, косить под дурака и т. п.
Следует понимать, что «дожимание» в таком случае часто является нормальной и эффективной тактикой, а вот уход от ответа или его оттягивание – именно приемами манипулирования в рамках норм общения. Ведь быть назойливым некрасиво, а повторять один и тот же вопрос глупо. Но переговоры – это борьба, и стоит настроиться не столько на соблюдение коммуникативных норм, сколько на приведение договоренностей к необходимому вам финалу. В противном случае переговоры подменяются светским общением, то есть для вас происходит подмена тезиса по отношению к самой сути происходящего, чего и добивается манипулятор.
Поощрить и обесценить

Частый риторический прием – сопряжение желательного для манипулятора развития событий (о котором часто говорится так, будто это уже дело решенное) с какой-то наградой для собеседника, причем по факту это поощрение никак не связано с действием, его можно было получить и так.
Подмена тезиса — в полный рост.
Другая тактика состоит в том, чтобы заставить человека несколько раз ответить утвердительно на малосущественный вопрос, чтобы потом он по инерции согласился с чем-то важным. Более тонкий способ – вынудить партнера сказать да в деловом ключе. Например, начать переговоры с предложения взаимовыгодной, но незначительной сделки, а затем протолкнуть прицепом уже менее для него прибыльную и притом серьезную.
Всем знаком трюк маркетологов: задрать цену, а потом сделать скидку. Это работает и в переговорах: тактика многих манипуляторов – изначально выставить невыполнимые требования, а потом «пойти на уступки».
Еще одна уловка – опережающее озвучивание сомнений и возражений собеседника, их представление в нелепом, ошибочном свете и ложная увязка с желаемым для манипулятора решением.
Наконец, манипулятор может предоставить иллюзию выбора – вопрос, который сформулирован так, что любой ответ означает ваше согласие. Так, кассирши в супермаркетах спрашивают:
не подвергая сомнению, что вам непременно нужен пакет. Следите за руками: вам опять же навязывают «неродной» тезис.
Заболтать и внушить
Более тонкий вариант — дать реальный выбор. Такое утверждение обычно строится по шаблону:
Хотя содержание фразы и допускает свободу волеизъявления, манипулятор незаметно интонирует ее так (выделяя слова «согласиться со мной сейчас»), что вероятность именно такого исхода повышается в разы.
Сходной техникой вербального манипулирования, памятной всем со студенческих времен, является забалтывание, или, говоря языком психологии, «перегрузка». Суть перегрузки состоит не в ней самой, а в том, что человеку, введенному с ее помощью в легкий транс, делается необходимое внушение. Защититься от забалтывания помогают резкие, четкие вопросы типа:
которыми «разбивается» словесный поток манипулятора.
Манипуляторы – любители пафосных высказываний используют прием под названием «трюизм»: изрекают вроде бы банальные истины, но подталкивающие вас в сторону нужной реакции:
Прислушайтесь лучше, к чему вас склоняют!
Поскольку в широком смысле суть переговорных манипуляций часто заключается в подмене тезиса, защититься от них можно, отчетливо представляя, что именно вы намерены обсуждать. Для этого необходимо готовиться к переговорам заранее, причем не стараясь удержать свое видение ситуации в голове, а выписав его на бумагу. Здесь же стоит зафиксировать максимальную уступку, на которую вы согласны пойти. Тогда манипулятору будет гораздо сложнее сдвинуть ваше восприятие ситуации, а вам – проще увидеть в его поведении типичные схемы.