1. Не используйте «наводящие» вопросы.
Если в вашем вопросе уже содержится ответ, вы никогда не узнаете, собеседник ответил правду или воспользовался любезно предоставленной версией. Представьте ситуацию: сотрудник не хочет признаваться руководителю, что он опоздал на работу, потому что проходил собеседование в другую компанию. Вопрос начальника: «Застряли в пробке?» будет для него спасительной соломкой. Зачем что-то придумывать, если можно просто согласиться…
Использовать ваши же формулировки могут и для того, чтобы быстрее закончить разговор. Может быть, человек сам по себе не общительный или устал, а тут вы со своими вопросами.
2. Не задавайте сразу несколько вопросов за один раз.
Это, пожалуй, самая распространенная ошибка. Человеку так хочется быстрее узнать все детали, что он, не задумываясь, обрушивает на собеседника шквал вопросов: «Скажите, а поставка точно будет вовремя? А не получится ли, что проценты окажутся выше? В случае чего, можно нашего курьера послать?» Что ему мешает ответить только на последний вопрос: «Да, конечно, можно и курьером», — и благополучно «забыть» все остальные неудобные темы?
Запомните правило: в каждом вопросе нужно интересоваться только одним конкретным фактом. Дождитесь ответа на первый вопрос, а потом задавайте следующий!