Фрагмент из книги Карстена Бредемайера «Черная риторика: Власть и магия слова»
• 1-й уровень. Пресечение конфронтации: правило трех Т.
Когда разговор отходит от главной темы, предварительно намеченная участниками цель остается в стороне. Начинаются взаимные выпады и вербальные атаки. Тогда используйте правило трех Т:
Три Т означают: Touch — Turn — Talk (Touch (англ.) — касаться (какой-либо темы), turn (англ.) — переводить (разговор), talk (англ.) — разговаривать)
1) Touch: немедленно заявите о том, что данная тема не является главной и ее обсуждение не ведет к намеченной цели.
2) Turn: назовите главную тему.
3) Talk: продолжайте разрабатывать главную тему, для того чтобы вновь сфокусировать на ней основное внимание.
Примеры
Touch — «Пожалуйста, не уходите от главной темы. У нас есть центральный предмет разговора».
Turn — «Итак, наша тема — проблемы со сбытом продукта XYZ».
Talk — «Я уже назвал факторы, влияющие на сбыт нашей продукции. Вопрос: как и в какие сроки вы намерены изменить ситуацию?»
• 2-й уровень. Пресечение конфронтации в эмоциональной плоскости: эмоциональная «желтая карточка».
Несмотря на ваше вмешательство, разговор остается столь же малоконструктивным, как и прежде. Продолжается беспредметная полемика, главная тема заслоняется множеством второстепенных.
Откиньтесь на спинку кресла и спросите собеседника: «К чему, собственно, вы все это говорите?!»
Обычно в ответ на такой вопрос человек оправдывается или пытается объяснить свои действия, и в 90% случаев наконец-то начинает говорить по существу.
Более жесткий вариант: «К чему, собственно, вы все это говорите?! Это никак не относится к нашей теме. Вернитесь, наконец, к главному вопросу!»
• 3-й уровень. Пресечение конфронтации в метаплоскости.
Разговор или дискуссия доходят до точки кипения. От вас требуется принять решительные меры и положить конец дальнейшей эскалации напряженности. Ваши действия: переход в метаплоскость.
Метаплоскость — это область, лежащая над деловой и эмоциональной плоскостями, в которую вы вступаете для того, чтобы сделать главной темой разговора своего собеседника и его действия.
Быстро установите для себя обратную связь с поведением собеседника и с тем, что он говорит.
Традиционная схема обратной связи: Что я вижу и слышу? Как это на меня действует? Чего я хочу?
Эта традиционная схема, построенная на вопросах к себе самому (Я), слишком безобидна и бьет мимо цели — забудьте о ней!
Новая схема обратной связи ориентирована на собеседника и откровенно конфликтна. Конечно, трудно решиться на открытую конфронтацию, но тем не менее.
Теперь вопросы и замечания адресуются собеседнику (ТЫ или ВЫ).
Старый шаблон «Я о’кей, ты о’кей, и наш разговор тоже о’кей» уже не актуален. Поведение собеседника; оно вас не устраивает. Скажите ему об этом.
Пример:
«Вы высасываете из пальца ненужные проблемы и слишком много полемизируете.
Ваше поведение деструктивно и делает невозможным достижение поставленной нами цели.
Говорите по существу, иначе я буду вынужден прервать нашу беседу!»
Вы сомневаетесь, хватит ли у вас на это духу? Тогда говорите от первого лица множественного числа (МЫ), и ваши слова будут звучать не так жестко.
Пример:
«Мы попусту тратим время на взаимные упреки и обвинения. Так мы никогда не договоримся. Давайте не отклоняться от темы!»
Но: послания от первого лица множественного числа эффективны лишь в том случае, если собеседник действительно заинтересован в результате.
Узнать больше о том, как научиться разбираться в людях, определять обман, противодействовать манипуляциям, Вы сможете в разделе «Охотники за поведением».