Классификация конфликтов

d66sgbAYbiQ

Функциональные последствия конфликтов для организации:

  • Проблемы разрешаются таким способом, который удовлетворяет все стороны, и все чувствуют себя причастными к их разрешению;
  • Решение, которое было принято совместно, намного скорее и лучше воплощается в реальности;
  • Стороны приобретают опыт сотрудничества при решении спорных вопросов;
  • Практика разрешения конфликтов между руководителем и подчинённым разрушает так называемый “синдром покорности” – страх открыто высказывать своё мнение отличное от мнения старших по должности.
  • Взаимоотношения между коллегами становятся лучше;
  • Люди перестают рассматривать наличие разногласий как “зло”, всегда приводящее к дурным последствиям.

Дисфункциональные последствия конфликтов:

  • Непродуктивные, конкурентные отношения между людьми;
  • Отсутствие стремления к сотрудничеству, добрым отношениям;
  • Рассмотрение позиции противоположной стороны конфликта только в негативном свете, а своей – как единственно верной и положительной;
  • Сокращение или полное прекращение взаимодействия с противоположной стороной;
  • Представление о том, что приоритет решения настоящей проблемы ниже по сравнению с победой в конфликтной ситуации;
  • Чувство обиды, неудовлетворённость, плохое настроение.

По своему содержанию конфликты могут быть реалистическими или нереалистическими (классификация Л. Коузера).

Реалистические конфликты возникают в результате неудовлетворения неких требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними неких преимуществ. 

При нереалистических конфликтах целью является открытое выражение накопившихся негативных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь самоцелью, а не средством достижения конкретного результата.

По характеру участников конфликты делятся на 4 вида: внутриличностные, межличностные, между личностью и группой, межгрупповые.

Внутриличностный конфликт

Возникает при отсутствии согласия между различными психологическими факторами внутреннего мира личности: потребностями, мотивами, ценностями, чувствами и так далее. Такие конфликты, связанные с работой в организации, могут представать в разных формах, но наиболее часто — это ролевой конфликт, когда различные роли личности предъявляют к ней различные требования. Например, будучи хорошим семьянином (роль отца, матери, жены, мужа и так далее), человек должен вечера проводить дома, а положение руководителя может обязывать его задерживаться на работе. Здесь причина конфликта – рассогласование личных потребностей и производственных требований.

Иной пример: руководитель отдела поставил работнику одну задачу, а заместитель руководителя отдела в это же время – другую задачу. В данном случае причиной конфликта выступает нарушение единоначалия. 

Внутриличностные конфликты могут возникать на производстве вследствие перегруженности работой или, напротив, из-за отсутствия работы при необходимости нахождения на рабочем месте.

Межличностный конфликт

Наиболее распространённый вид конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Но причинами причина конфликта выступает не только различие в характерах, взглядах, манерах поведения людей (то есть субъективные причины), чаще всего основу подобных конфликтов составляют объективные причины. Как правило, это борьба за ограниченные ресурсы (материальные средства, оборудование, производственные площади, рабочую силу и т.п.). Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не кто-то иной. Конфликты возникают также между руководителем и подчинённым, например, когда подчинённый убеждён, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчинённый не желает работать в полную силу.

Конфликт между личностью и группой возникает тогда, когда кто-либо из членов организации нарушает нормы поведения или общения, сложившиеся в неформальных группах. К подобному типу относятся конфликты между группой и руководителем, которые протекают наиболее тяжело при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт

Межгрупповой конфликт – это конфликт между формальными и (или) неформальными группами, из которых состоит организация. Например, между администрацией и рядовыми работниками, между работниками различных подразделений или между администрацией и профсоюзом.

По материалам из Интернета

На вебинаре «Эффективные переговоры» Вы узнаете, как разрешать конфликтные ситуации в свою пользу с помощью методики «амортизации».

© 2013-2020 Профайлинг с Анной Кулик ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru