Прослушать статью:
Общение, новые знакомства, переговоры, сделки, дружба и даже просто наблюдение за другими — это всё — важные источники для сбора кейсов, информации и опыта. С багажом знаний всегда легче определять качество коммуникации, искренность собеседников, намерения, благонадежность и многое другое.
Часто люди допускают ошибки, прежде чем что-то понять и сделать вывод. Но зачем ждать, пока накопится негативный опыт, когда можно начать учиться анализировать поведение людей прямо сейчас?
Рассмотрим, для начала, несколько критериев оценки поведения.
1.Проявления вегетативной нервной системы.
Моргание, покашливание, частое сглатывание, сбивчивость дыхания, облизывание губ и т.д. Данные реакции означают, что затронута тема, на которую собеседнику говорить неприятно. Причины дискомфорта могут быть разными: возможно, тема вызвала неприятные воспоминания, а может, он хотел бы скрыть какие-то факты. Увидев неоднократно повторяющиеся признаки стресса при обсуждении одного и того же вопроса, мы углубляемся в тему, чтобы понять, не скрывает ли человек информацию, которая может навредить делу, компании, себе, коллективу.
2. Эмоции и мимика.
Посредством мимики отражаются наши эмоции. Важно наблюдать за тем, как соотносится выражение лица с тем, что человек передает на словах. Он может говорить, что любит свою работу, потому что так принято, и это ожидают услышать, но на его лице появляется выражение печали или отвращения каждый раз, когда он упоминает или слышит о должностных обязанностях. В данном случае стоит верить мимике, а не словам.
3. Жесты и позы.
Значительную часть информации человек передает жестами, иллюстрируя и дополняя сказанное. Важно понимать значение телодвижений и правильно их интерпретировать. Существует большое количество мифов, связанных с пониманием жестов. «Нос почесал — значит лжет», «руки скрестил – что-то скрывает». Но Вы подумайте сами, нос может чесаться из-за аллергии, а скрещенные руки – привычка многих людей! Важно учитывать контекст, то, насколько жесты соответствуют словам человека, изменилось ли их количество. Например, сначала собеседник активно жестикулировал, а при ответе на вопрос о рисках, стал теребить свои часы.
4. Речь.
Самый лживый канал. Обманывать словами проще всего, мы учимся этому с детства. Но если не просто слушать, а стараться слышать собеседника, вникать в то, ЧТО и КАК он говорит, можно почерпнуть много информации. Например, заметить противоречия в рассказе, понять, насколько говорящий умеет структурировать, что для него более важно – детали или общая картина и многое другое.
5. Смена поведения.
Этот показатель проще всего отследить, если Вы знакомы с собеседником и знаете его характерные черты (привычки) и манеру разговора (например: монотонный голос, активная жестикуляция, быстрая речь и др.). Если человек для Вас новый, то анализировать можно после 10–15 минут общения. Главное при оценке этого канала – отмечать изменения. Задавать себе вопросы: “Что именно изменилось? О чем мы говорили в этот момент? Почему эта тема вызвала перемены в поведении?” Важно проговаривать себе ответы для того, чтобы подтвердить или опровергнуть свое внутреннее ощущение, что «что-то не так».
Вышеприведенные теоретические указатели, советы и критерии важно не только держать в голове в формате знаний, но и уметь использовать на практике.