Переговоры без лжи: «чтение» мимики


Эмоциональные выражения — по крайней мере, говорящие о радости, страхе, гневе, отвращении, печали, удивлении, а также о ряде других эмоциональных состояний — универсальны, одинаковы для всех людей, независимо от возраста, пола, расовых и культурных различий.

Мимика — самый информативный канал, поскольку является своеобразным индикатором истинных эмоций, испытываемых собеседником. Согласитесь, если вы встретите человека, который будет рассказывать, что сделка прошла успешно, но при этом на его лице будут характерные для проявления печали — «бровки домиком» — у вас возникнет ощущение диссонанса, так как словами человек говорит «все успешно», что соответствует эмоции радости, но радостного выражения в мимике нет, а есть грусть. Естественно, напрашивается вывод, что по каким-то причинам вас хотят ввести в заблуждение, выдавая печальный факт за позитивное событие.

Еще пример: в процессе переговоров вам сообщают: «с вашими условиями мы абсолютно согласны», но если на лице в момент произнесения этой фразы углубятся носогубные складки, слегка и на долю секунды наморщится нос или проявится морщина между бровями, можно с уверенностью сказать, что полного согласия достигнуть не удалось и собеседника что-то смущает или не устраивает в этих самых условиях.

Благодаря мимике мы можем выявить истинные отношения между людьми, узнать, кто кого недолюбливает, что даст дополнительную информацию об участниках переговоров. Например, при упоминании имени делового партнера на лице собеседника проскользнуло отвращение или презрение – и это верный признак негативного отношения к обсуждаемой личности.

Истинные эмоции скоротечны, им дали название микровыражения. Лжец может сознательно сделать акцент на той или иной эмоции, изобразив ее на лице. Но в этом случае будет переигрывание и неискренность. Микровыражения — это мгновенные изменения в мимике собеседника, длительностью долю секунды. Именно эти изменения могут показать нам то, что действительно чувствует собеседник. Чтобы обнаружить это, необходимо быть предельно внимательным. Как это происходит? Допустим, человек начинает испытывать гнев и раздражение (в мимике пошли изменения, характерные для данной эмоции), но замечает это и понимает, что показывать эту негативную эмоцию окружающим не стоит, он пытается скрыть негативное расположение духа, заменить его на позитив. Проще всего это сделать, изобразив улыбку. Но на долю секунды выражение гнева появится на лице. Собеседник говорит, что его все устраивает, но на лице проскользнуло раздражение? Значит, вам нужно задать еще несколько вопросов на эту тему, направленных на эмоции.

Фрагмент из статьи Анны Кулик и Константина Митрошина «Переговоры без лжи» для журнала «Информационная безопасность» №02, 2015 г.

© 2013-2019 Профайлинг с Анной Кулик ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Подписаться и получить 5 писем о профайлинге
Я уже подписан
We respect your privacy. Your information is safe and will never be shared.
Don't miss out. Subscribe today.
×
×
WordPress Popup Plugin