«Серый кардинал» — идейный психотип в средневековой Франции


Выражение “серый кардинал” иногда ошибочно приписывают Ришелье. Однако впервые такой эпитет получил отец Жозеф, вдохновитель и опора знаменитого “красного кардинала”. Его мечта сделать Францию самой великой страной в Европе привела к колоссальным изменениям политической и культурной жизни французов того времени. Он достиг своей цели, хотя не смог увидеть этого своими глазами. В последующие столетия Франция действительно стала центром Европы, образцом для подражания, местом, куда съезжались лучшие умы континента.

Отец Жозеф — один из ярких представителей идейного психотипа. Человек, который день и ночь готов идти к своей идее, принося в жертву других, поскольку цель оправдывает средства.

Настоящее имя отца Жозефа — Франсуа Леклер дю Трамбле. Он родился 4 ноября 1577 года. С самого детства он был необычным ребёнком, отличался поразительным самообладанием и сдержанностью не только в словах, но и в поступках.

Особенность мышления идейного психотипа — застревание на каких-либо идеях.

Для Франсуа это была религия и идея о своём Великом предназначении.

В возрасте 8 лет он был развитым и хорошо образованным мальчиком. Сам попросил отправить его в школу-интернат, поскольку решил, что его балует мать. Там у него появился друг — Пьер де Берюлль. И “в то время, как остальные дети играли в мяч и обменивались глупыми шутками, эти двое будущих богословов обсуждают проблемы метафизики и мистики”.

В подростковом возрасте, когда физиология заявила о себе, его ценности вступили в конфликт с новым увлечением — красивой девочкой. 4 месяца мучительной борьбы между чувствами к девочке и чувством вины, что плотские переживания отдаляют его от Божественного.

Он переборол себя. Остался верен своим ценностям и до такой степени возненавидел всё, что хоть отдалённо связано с отношениями между полами, что сохранил это на всю жизнь.

Идейный не поддаётся внушению.

Его мать очень не хотела, чтобы он становился монахом. Она мечтала для него о великолепной военной или административной карьере. Несколько месяцев длилось их противостояние, но Франсуа всё же сумел её убедить. В результате она превратилась в его сторонницу, оставила светский образ жизни и ушла в религию.

Внешний вид идейного отражает идею.

“Монах шел, подвязав рясу, и голые ноги его были заляпаны грязью до колен… Это было лицо человека средних лет, обветренное, худое от тягот, которым он обрек себя сам, морщинистое и усталое от постоянной работы ума… Длинная, неухоженная рыжеватая борода, уже с проседью, скрывала щеки и подбородок… Босой — сандалии он снял и нёс в руке — монах шёл по грязи….Он остановился и больше минуты стоял посреди дороги, закрыв лицо руками. Губы его шевелились, моля о прощении. Он зашагал дальше в покаянном настроении”.

Идейный умеет убеждать, его речь выразительная, сильная, направлена на дело.

Отец Жозеф был прекрасным оратором, послушать которого собирались толпы народа. С королевскими особами, представителями власти, на своих дипломатических миссиях он искусно пользовался своим талантом.

“Вижу цель, не вижу препятствий”.

Отец Жозеф верил, что его предназначение — сделать Францию великой державой. Это было его целью, к которой он шёл много лет разными способами.

Первая идея, которая его посетила — осуществить европейский крестовый поход за освобождение Иерусалима. Он начал вести переговоры, заручился поддержкой Папы Римского. Вот только европейские правители не хотели, чтобы все лавры за исход этого “богоугодного дела” доставались королю Франции, а отец Жозеф на этом настаивал. Кто знает, возможно, он всё же нашёл бы способ убедить их, но ему помешала война.

Потерпев неудачу, он не хотел расставаться с полюбившейся ему мыслью о крестовом походе. Поэтому организовал его в местных масштабах. Убедил короля и его советников, что необходимо укрепить монархию и позиции истинной веры. Так во Франции началась война против протестантов. Длительная осада и взятие Ла-Рошеля имели двоякий результат. Была достигнута цель Ришелье и отца Жозефа — объединение Франции, но притеснение гугенотов повлекло за собой массовую эмиграцию в Америку.

Красный и серый кардинал понимали, что у Франции нет ресурсов, чтобы вступить во внешнюю войну с Австрией и Испанией. Поэтому они выработали политику, рассчитанную на затягивание кровавой неразберихи в Европе. Они субсидировали другие государства, сознательно настраивали их друг против друга, тем самым ослабляя всех соперников.

Война в Европе набирала обороты. Начался голод и эпидемия, а Ришелье и отцу Жозефу было мало. Они разжигали междоусобицы всё больше и больше, а для того, чтобы достать для этого деньги, разоряли французский народ непомерными налогами.

Результаты политики отца Жозефа:

— число человеческих жертв насчитывало миллионы, то тут, то там вспыхивали эпидемии бубонной чумы, дизентерии, сыпного тифа;
— Германия стала раздробленным государством, интеллектуальная и культурная жизнь которого опустилась до скотского уровня. Страна возвратилась в средневековье;
— влияние Габсбургов заметно ослабело, те государства, которые номинально входили в империю, стали фактически независимы от Австрии;
— цель сделать Францию доминирующей европейской силой была достигнута. Но именно её осуществление стало, впоследствии, причиной вспыхнувшей во Франции революции и прихода к власти Наполеона Бонапарта.

Все свои действия отец Жозеф считал оправданными и необходимыми, чтобы исполнить, как он считал, Божью волю.
Одна из самых страшных европейских войн была осуществлена потому, что один босой монах в серой рясе решил, что его предназначение — привести Францию к величию. Оставаясь практически незаметным, используя других людей, как пешек, он перевернул и взбудоражил весь мир, повлиял на ход истории и изменил судьбы миллиардов людей.

Более подробную информацию можно почерпнуть в книге Олдоса Хаксли «Серое Преосвященство: этюд о религии и политике».

Подготовлено командой АНО НИЦКБ

© 2013-2017 Профайлинг с Анной Кулик ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru