Как рисунок ребенка поможет взрослому понять его внутреннее состояние


В европейской традиции рисунку всегда уделяли большое значение. Изначально, его начали использовать как средство коммуникации с неизлечимо больными людьми. Впоследствии метод интерпретации рисунка прочно вошел в повседневную жизнь и стал использоваться, в частности, в терапии со здоровыми людьми. Интерпретация рисунка сегодня доступна всем людям, не обязательно имеющим психологическое образование. Главное обладать терпеливостью, ответственностью и знанием основных элементов рисунка.

Важно понимать, что различные душевные переживания, чувства, отношения, особенно негативные, символически отражаются в рисунке. Зная значение символа можно намного легче понять проблему человека.

Необходимо начать с того впечатления, которое у вас оставляет рисунок, когда вы на него смотрите — грустный, веселый, спокойный, тревожный и т.д. Далее обращаем внимание на сюжет, спрашивая: «Расскажи, что ты нарисовал?». Наиболее частые сюжеты детских рисунков — животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы, города и машины. Постоянное отсутствие людей на рисунках указывает на трудности в общении. Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка, что он, как будто, находится в опасности и ожидает нападения или готов защищаться.

Цвет в рисунке отвечает за эмоции и чувства. При интерпретации цвета следует обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, преобладает черный цвет или предметы раскрашены не свойственному им цвету (например, молоко коровы — красное).

Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка. Например, в рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома. Так, синий цвет — уверенность и спокойствие. Если, школа раскрашена синим цветом — признак хорошей адаптации к учебному процессу. Зеленый — передает ощущение надежности, принятия. Однако если его слишком много, то можно предположить уныние, тоску, бессилие. Красный — эмоциональное напряжение, агрессивность, но может означать и любовь. Например, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи. Желтый цвет означает активность, хорошее настроение. Розовый — ощущение нежности, чувствительность. Например, в рисунке семьи фон закрашен розовым цветом, что в целом говорит о нежном отношении к членам семьи. Однако в каждом конкретном случае желательно уточнить субъективное значение того или иного цвета для рисующего (для некоторых людей черный цвет может быть любимым цветом).

Наличие сильной штриховки, замазывание фигуры говорит о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у рисующего большую тревогу или страх вне зависимости от цвета.

Важен размер самого рисунка относительно листа бумаги и размер отдельных деталей рисунка. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке. Преувеличенный размер рисунка, который выходит за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.

То, что для человека важно, он рисует большим и наоборот. Так, рисуя своих родных, он нарисует самым большим не самого высокого в семье, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. Обратите внимание, если пропущены или плохо прорисованы руки — это указывает на трудности в установлении межличностных контактов. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих о себе.

Сильный нажим линий на рисунке означает высокое напряжение. Напряжение может быть высоким вообще (постоянно, на протяжении всего рисования) или только в отдельных участках рисунка. Именно на них и стоит обратить внимание. Так, если руки прорисованы с сильным нажимом, то существуют проблемы в сфере общения.

Анализируя рисунок следует отметить, что его нельзя рассматривать как серию отдельных компонентов, а важно связать их в единый образ, что позволит лучше понять самобытный душевный мир другого человека.

Умение «читать» рисунок ребенка (равно как и взрослого человека) позволяет эффективнее выстраивать коммуникацию, узнавать неявные мотивы, цели, желания; позволяет предостеречь от необдуманных действий близкого вам человека; рисунок используется в качестве диагностического инструмента, а именно позволяет выявить особенности интеллекта, тревожные состояния, страхи, наличие других психологических проблем.

Автор — старший научный сотрудник АНО НИЦКБ Анна Викулова

© 2013-2017 Профайлинг с Анной Кулик ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru