6 типов конфликтов и 5 стратегий их разрешения


Их опасаются и избегают. С ними учатся справляться. В наше время можно даже найти специалистов по совладанию с ними. Конфликты, споры, ссоры — практически неотъемлемая часть нашей жизни, которая заслуживает определенной доли внимания каждого.

Сложно дать только одно исчерпывающее определение конфликта. Ведь конфликты бывают разные. В самом общем виде конфликты можно разделить на внутриличностные, межличностные, межгрупповые (национальности, субкультуры, политические партии, параллельные классы в школе и т.д.), а также между личностью и группой.

Внутриличностные конфликты являются отдельной обширной темой. Классическим примером внутриличностного конфликта является противостояние в человеке между его потребностями и социальными нормами. Мы же, говоря о конфликте, чаще подразумеваем под конфликтующей стороной группу людей или конкретного человека. Каковыми же могут быть конфликты? Разберемся подробнее в них.

1. Подлинный конфликт — столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора.

2. Случайный или условный конфликт — в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами.

3. Смещенный конфликт — воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами.

4. Неверно приписанный конфликт — либо непреднамеренно либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам между которыми он в действительности происходит.

5. Латентный конфликт — в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется (ситуация не осознается сторонами как конфликтная).

6. Ложный конфликт — у него нет объективных оснований. Он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

Несомненно, конфликты наиболее интересны в контексте разрешения конфликтных ситуаций. И здесь не обошлось без классификации. Пять стратегий выхода из конфликтной ситуации, которые различаются за счет вариаций таких показателей как ориентированность на свои интересы и ориентированность на интересы оппонента.

1. Соперничество — выражается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени и высокой вероятности опасных последствий. Соперничество подразумевает высокую ориентированность на свои интересы и малую на интересы оппонента.

2. Компромисс — состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить.

Компромисс эффективен в случаях понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности, наличия взаимоисключающих интересов, удовлетворения временным решением, угрозы потерять все. В одинаковой степени учитываются свои и чужие интересы.

3. Приспособление или уступка — рассматривается как вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают различные мотивы: осознание своей неправоты, необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом, сильная зависимость от него, а также несерьезность проблемы.

Кроме того, к такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, который нанесен в процессе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на иной результат. В данной стратегии в большей степени учитываются чужие интересы, а в меньшей — собственные.

4. Уход или избегание — является попыткой выйти из конфликта при минимальных потерях. Часто оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт.

Избегание применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличия трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще. Данная стратегия не учитывает ничьи интересы.

5. Сотрудничество — считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов, склонности обоих игнорировать различия во власти, важности решения для обеих сторон, беспристрастности участников. Идеальным исходом стратегии является обнаружение такого решения проблемы, которое оказывается выгоднее любой конкуренции или компромисса с оппонентом. Данная стратегия стремится в полной мере учитывать интересы обоих сторон.

Автор — стажер АНО НИЦКБ Артур Аветисян

© 2013-2017 Профайлинг с Анной Кулик ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru