Правила продуктивного общения


office-195960_1920«Советы — как касторка: давать нетрудно, принимать неприятно» (Генри Уиллер Шоу). Непрошеный совет воспринимается как упрек, а если он дан при посторонних свидетелях — как упрек в квадрате.

Среднестатистический гражданин может принять непрошеный совет только от того, кого он считает выше себя (умней, мудрей, главней или хотя бы старше), но не стерпит от того, кого он принимает за ровню и, тем более, от того, кого ставит ниже себя, а также от постороннего прохожего.

2. Некоторые разговорные мелочи.

Удержитесь от соблазна воскликнуть: «я же говорил!». Не стоит добивать собеседника этой фразой, если он допустил ошибку, о которой вы его предупреждали — ему и так тяжко. Мы не пророки и не знаем, что будет через минуту, поэтому, если случайно кое-что и угадали — не велика заслуга.

Не употребляйте конструкцию «честно говоря» (равно, как и «если честно»). Такой недосмотр встречается в разговорах сплошь и рядом: «честно говоря, я честный человек».

Речевая конструкция «честно говоря» фактически сообщает слушателю примерно следующее: «сейчас я, может быть, говорю честно, но обычно бессовестно вру». Конечно, не существует людей, которые излагают одну лишь правду, и если человек сказал: «я никогда не лгу» — он уже солгал, но совершенно необязательно намекать о своей лживой сущности на каждом шагу своим предательским «честно говоря». Это ненужное словосочетание стоит забыть навсегда.

Если собеседник над вами подшутил (по-доброму или не очень), не стоит говорить: «хватит издеваться!». Это не что иное, как признание собственной слабости, ведь, издеваться можно только над слабыми. Будьте сильны — посмейтесь вместе с ним над собой или ответьте конструктивно: «я ценю в людях юмор. А также порядочность».

Если ваш собеседник замолчал, совсем не обязательно доставать его дурацкой просьбой: «скажи что-нибудь!». (Купи слона! Сконструируй самокат!). Это заставляет его напрягаться, и в беседе может погаснуть огонек непринужденности, ведь по заказу стоящие мысли не всегда приходят в голову — не вынуждайте собеседника говорить глупости, от которых потом он может испытывать чувство неловкости.

Если ваш собеседник задумался, совсем не обязательно доставать его не менее дурацким вопросом: «о чем ты думаешь?» (это правило — брат-близнец предыдущего). Иногда человек сам не знает, о чем он думает — в голове крутится карусель из самых разных мыслей. К тому же мысли могут быть банальными или непристойными, о которых он не захочет говорить вслух, и ему опять придется напрягаться и что-то выдумывать.

Вместо «извиняюсь» говорите: «извините». «Извиняюсь» — констатация, а «извините» — просьба. Извинение следует просить, а не констатировать — мол, я извинился, а извиняете ли вы меня или нет, мне плевать.

Вместо удачи желайте успехов. Удача по смыслу — это когда тебе ни с того, ни с другого привалило незаслуженное благо, то есть халява (мы же не говорим: «желаю тебе халявы!»). Человек, который постоянно жалуется на то, что ему не везет (другими словами — не хватает удачи), обыкновенно просто ленив, пуглив, имеет завышенные притязания или тощие мозги. Грешно жаловаться на обстоятельства. Успешный человек отличается от неудачника тем, что разумно распоряжается удачей, поэтому фортуна несет его на руках. Успех по определению предполагает справедливое вознаграждение за личные заслуги. Поэтому делайте комплимент собеседнику, а не обстоятельствам — желайте успехов вместо удачи.

Многим из нас известны эти простые правила психологии общения, однако иногда мы о них забываем. Но знает правила не тот, кто знает формулировки правил, а тот, кто пользуется ими. Помните о них и пользуйтесь.

 

© 2013-2017 Профайлинг с Анной Кулик ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru