Как правильно употреблять местоимения в речи


Statiy2521Местоимения: я, мы, ты, вы и другие затрагивают самое живое — личность, поэтому относятся к разряду ключевых слов, которые требуют особо внимательного обращения.

1. Старайтесь в своей речи не злоупотреблять местоимением «я»
Я считаю, что щеголять своим «я» — значит, выставлять напоказ свою нескромность. Я прекрасно понимаю, что это в определенной степени бестактно, и Я думаю, что вы согласитесь со мной. Я думаю также, что люди, которые постоянно якают — ставят себя в центр внимания, а это, насколько Я понимаю, собеседнику может не очень понравиться, ибо отодвигает его на задний план, а он тоже хочет быть на переднем. Я вам больше скажу: это может его раздражать. Я знаю, что частое «я» многим людям режет слух, поэтому Я рекомендую вам нечасто употреблять это нескромное местоимение.

Конечно, изредка «я» можно вставлять в речь, но лучше это делать не для самовосхваления («я стираю трусы через день!»), а для пользы дела («я дам вам «парабеллум»). Если же «я» необходимо использовать в речи несколько раз кряду, то некоторые из них можно заменить на «меня», «мне» и т.д. (например, не «я удивлен», а «меня удивляет»), либо убрать вовсе (не «я думаю», а «думаю» или «полагаю»).

2. Не используйте в общении конструкцию «ты (вы) — негатив».
Если заявить собеседнику (или аудитории): «ты не прав» или «вы меня плохо слушали», то таким образом мы можем ухлопать в нем внимательного слушателя, так как воспламеняем в его душе обиду и злость. Приятный собеседник понимает, что данная речевая конструкция рефлекторно вызывает ответную негативную предвзятость к его дальнейшим словам и является явным предвестником провала его речевых попыток влияния. Поэтому, если мы хотим достигать своих речевых целей, «никогда не следует говорить: «вы меня не поняли». Лучше сказать: «я плохо выразил свою мысль» (Робер). Не бойтесь брать ответственность на себя, это не зазорно.

Если, к примеру, ваш добросовестный компаньон допустил ошибку, и если вы хотите на нее указать так, чтобы он сделал правильные выводы, а не обозлился на вас, то вместо «ты» используйте «мы» — разделите ответственность пополам: не «ты неправильно поступил», а «по-моему, мы перегнули палку».

«Ты — негатив» (или, другим словом, наезд) обычно вызывает адекватную негативную реакцию:
— Ты, братец, плут!
— А ты, оказывается, жмот!
Такая вредоносная перестрелка убивает не только цели, но и нервы переговорщиков.

Недавно я слышал примерно такой разговор между двумя сотрудниками автосалона:
— Почему у тебя вечно все договоры в разных местах валяются? Из-за этого нужный ни хрена не найдешь!
— На самом деле это только ты один недоволен!
— На самом деле все на тебя жалуются!
— Тогда предложи что-нибудь, если ты такой умный!
И так далее в том же духе.
Чего добиваются таким образом люди, играющие в пинг-понг шариком «ты — негатив» и которым еще работать вместе? Взаимного изматывания нервов и, как следствие — развития стервозности и язвы желудка.

Хотите позлить собеседника? Тогда доставайте его негативными намеками: «ты что, обиделся?», «эй, браток, не грусти!», «не переживай», «что ты так напрягся?», «будь проще!» и т.д. Приятный собеседник не употребляет подобных оборотов, так как они вызывают у слушателя желание обороняться, оправдываться, а попросту — напрягают.

Кстати, знаете, в чем одно из главных отличий так называемой «хорошей компании» отдыхающих людей от всяких прочих сборищ? В ХОРОШЕЙ КОМПАНИИ НИКТО НИКОГО НЕ НАПРЯГАЕТ. Поэтому в хорошей компании все довольны. В хорошей компании не бывает взаимных претензий и обид, так как люди в ней уважают интересы, права и свободы друг друга, как свои собственные. А также прекрасно понимают, что такое хорошо и что такое плохо в человеческих отношениях. В общем, в хороших компаниях соблюдаются правила психологии общения. Что бывает редко, особенно после возлияний. Поэтому по-настоящему приятные компании встречаются не часто.

Если вы используете в речи обращение к слушателям («ты», «вы») и если при этом не хотите задеть их самолюбие, то задействуйте эти местоимения позитивно в виде комплиментов («какой ты башковитый!») или нейтрально («вы слышали новость?»).

Не употребляйте «ты — негатив» бесконтрольно. Использовать его в речи стоит только с целью сознательной атаки или в шутку.

3. Если вы не хотите задеть самолюбие слушателя, выразите претензию через «я»
Вместо «ты меня подвел», лучше сказать: «я потерял время и огорчен, что так получилось». Человек может легко оспорить ваше негативное суждение о нем, потому что считает, что не вам его судить, так как у него гораздо больше прав на оценку собственного поведения и о себе-то он знает куда лучше вас: он вас не подвел, а просто у него были уважительные причины. Но он не сможет поставить под сомнение ваше отношение к ситуации.

4. Для сближения с собеседником или аудиторией вместо «я — вы» полезней использовать «мы»
Если, скажем, при публичном выступлении оратор заявил: «вы этого пока еще не знаете, и я расскажу вам об этом потом», то это значит, что он противопоставил себя аудитории. А противопоставление скорее вызовет у слушателей желание оппонировать, а не сотрудничать. Ту же самую мысль лучше выразить через «мы»: «об этом мы поговорим потом». Местоимение «мы» объединяет оратора с аудиторией в одно целое, а «вы» («ты») по умолчанию предполагает противопоставление себе (вы там, а я тут). Поэтому вместо: «как бы вы ответили на этот вопрос?», лучше спросить: «как бы мы ответили на этот вопрос?» (или «как мы можем на него ответить?»). Не «каждый из вас допускает ошибки», а «все мы ошибаемся».

© 2013-2017 Профайлинг с Анной Кулик ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru