К чему приводят взаимные обвинения?


Во многих конфликтах между коллегами, родственниками, политиками, «звездами», даже между незнакомцами, которые нечаянно толкнули друг друга в метро, можно заметить одну и ту же модель поведения — взаимные обвинения. Это перерастает порой в квест,  где выигрывает тот, кто найдет больше ошибок и «вины» соперника. К сожалению этот способ может привести лишь к одному — к разрушению отношений.

Тогда почему люди так делают? Логика проста — считают такое поведение выгодным. Ведь чем больше виноват другой, тем больше я «пострадал», а значит мне должны возместить ущерб!  Вот и занимается «жертва» выбиванием компенсации. И если не получила её от обидчика, то можно попробовать сделать это у кого-то  рядом.

Ведь всегда есть те, кому можно пожаловаться, а оппонент даже знать не будет и аргументов в защиту не скажет, а следовательно априори — победа. Все просто же!

К сожалению в этом-то и вся беда. Увлекаясь поиском и «смакованием» своих обид (вполне возможно весьма реальных), мы мало того, что впустую тратим силы и энергию, так еще и не используем самый сильный наш ход —  свободу выбрать ответную реакцию. А для этого нужно взять на себя ответственность, рассмотреть проблему как задачу, которую необходимо решить и спросить себя: Что я могу сделать в этой ситуации? Что у меня есть такое, что поможет разрешить разногласие в выгодную для меня сторону?” Если кратко — концентрироваться не на “кто виноват”, а на “что делать”.

Рассмотрим ситуацию.

Возник конфликт между коллегами, которые вдвоем работали над проектом и незадолго до его завершения обнаружили, что часть работы выполнена неправильно. Вариантов реагирования два:

Первый — выяснить почему сложилась такая ситуация (надо же знать на будущее!). Тут вполне можно сказать: “а я же говорил тут надо было так делать…”, “да ты не так понял, я говорил так”, и так далее, пока каждый в итоге не скажет “и вообще я тут не причем, это ты виноват”. Приятно для самоощущения, но плохо для дела — заказ так можно и не завершить. Минус репутации, финансам, отношениям.

Второй. Сейчас не важно кто виноват — это можно обсудить потом (если вообще нужно), важно, чтобы клиент (руководитель) получил то, что он хочет — готовый проект в срок. И определить, что для этого можно сделать. А если один из команды предпочитает игру в обвинения вместо конструктивного решения ситуации, впору подумать о рычагах влияния на него. Если хорошо поискать, они всегда найдутся.

Легко рассуждать над вымышленной ситуацией, а когда конфликт реален, попробуй-ка, сдержи свою привычную реакцию. Да, это не просто, пока эмоциональные выгоды (чувство собственной правоты, ощущение себя потерпевшей стороной) считаешь для себя более привлекательными. Нужно перестроить свое мышление, осознать, насколько игра в обвинения мало полезна на данном этапе и вредит стратегическим целям. И насколько выглядишь более сильным и становишься успешнее, когда берешь на себя ответственность и решаешь проблему. Наш мозг — эгоист, в конечном итоге он выберет то, что считает для себя выгодным.

Автор Татьяна Ивашкевич, эксперт-профайлер НИЦКБ

© 2013-2018 Профайлинг с Анной Кулик ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru
Подписаться и получить 5 писем о профайлинге
Я уже подписан
Мы включили вас в список подписчиков. Пожалуйста проверьте свою почту
We respect your privacy. Your information is safe and will never be shared.
Don't miss out. Subscribe today.
×
×
WordPress Popup Plugin